Марина Цветкова
Автор

Совет «при» президенте или «против» него?

Марина Цветкова
Автор
12.06.2016

Подведение итогов работы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на Северном Кавказе состоялось 9 июня в Пятигорске и оставило весьма неоднозначные впечатления. Председатель Совета Михаил Федотов положительно оценил весь визит и его организацию, неоднократно поблагодарил за это полпреда Сергея Меликова и его аппарат, отметил открытость всех региональных властей. В это же время некоторые правозащитники выступили с  разгромными речами в адрес чиновников и правоохранителей. Создается ощущение, что путешествовали они в составе разных делегаций и по разным маршрутам. А может быть, каждый в этой поездке видел только то, что хотел увидеть?
 

«Меньше политизации – больше конкретизации»

На заседании члены Совета не раз подчеркнули, что власти регионов не должны относиться к ним как к врагам, – они стремятся только помочь и не имеют цели нарочно дискредитировать ситуацию в субъектах СКФО. Однако выступление некоторых правозащитников выглядело как нападение. Жесткая, но конструктивная критика в них перемешивалась с едкими выпадами, громкими обвинениями и откровенными домыслами. Смело и красноречиво рассказывал о своем впечатлении от поездки журналист Максим Шевченко. Особое внимание он уделил своему визиту в село Александровское и проблеме спекуляции земельным фондом в Ставропольском крае. С журналистской хваткой он быстро оценил ситуацию и даже позволил себе несколько скоропалительных выводов и громких предположений. Так, Максим Шевченко сказал о том, что он увидел в Александровском явные нарушения избирательных процессов и ущемление прав местных жителей на землепользование. При этом правозащитник заявил, что совершенно не удивлен тем обстоятельством, что бывший глава Александровского района сейчас является министром сельского хозяйства Ставропольского края.

«Я надеюсь, что можно исследовать – я задаю вопрос, а не утверждаю, – не связано ли нарушение избирательных процессов и давление на местное самоуправление с ростом собственности земельного фонда, привязанных к определенным фирмам. И не имеют ли к этим земельным фондам, к этим фирмам отношения некоторые чиновники», – подытожил Шевченко.

Достаточно жестко правозащитник высказался о политике федерального центра. В мрачных красках он описал существующее положение дел на Кавказе, отметив, что война, начавшаяся в 1992 году, не закончилась здесь до сих пор.

«Растет уже второе поколение детей, которые уже привыкли к этой войне. Война была спровоцирована из Кремля. Но, вместо того, чтобы принять меры к прекращению войны, федеральный центр устраивает конкуренцию между пятью ведомствами, которые рапортуют о своих успехах в борьбе с терроризмом и экстремизмом», – сказал Шевченко.

Подобные заявления никак не вяжутся со словами председателя Совета Михаила Федотова о том, что их работа не несет никакой политической подоплеки и единственная их задача – защита гражданских прав населения.

«В политической жизни Совет не участвует, мы не контактируем ни с какими политическими партиями. Один из наших главных лозунгов – меньше политизации, больше конкретизации», – сказал Федотов, отвечая на один из вопросов участников заседания.

Остается догадываться, как этот лозунг соотносится с явным стремлением некоторых членов Совета во всем увидеть скандал. В своих выпадах они заметно упивались собственной значимостью, «правотой» и «честностью», прочно войдя в образ борцов за справедливость.

Своего оппозиционного отношения к действующей власти не скрывал и председатель общественной организации «Комитет по предотвращению пыток» Игорь Каляпин. Отвечая на вопрос о скандальном видеоролике с его участием, он прямо заявляет, что не является сторонником действующего президента. Никакого противоречия в том, что он занимает должность общественного советника при президенте, при этом не поддерживая политику главы государства, Каляпин не видит. Звучит абсурдно, не так ли?

«Я являюсь членом Совета при президенте, а не при Владимире Путине. На последних выборах я за Путина не голосовал. Полагаю, у нас много достойных, справедливых, честных граждан, которые при этом являются эффективными оппозиционерами. Так получилось, что большинство населения страны избрало вот такого президента. Я уважаю выбор своего народа и своих граждан», – рассказывает Игорь Каляпин.

Несомненно, себя Каляпин также причисляет к упомянутым «достойным, справедливым, честным эффективным оппозиционерам». Нетрудно представить, насколько добросовестно такие «советники» трудятся на благо государства. Хотя, может быть, они и действуют в интересах государства… Только вот какого?

Говоря о видеоролике, на котором Игорь Каляпин скандирует «Россия без Путина», он называет это приватной беседой с другом, и говорит, что не знает, кто выложил это видео в Интернет. Версия правозащитника о том, что «дружеская беседа» случайно попала в кадр, выглядит полным бредом – на видео, которое начинается со слов «Камера, мотор!», четко видно, что Каляпин говорит на камеру. Однако актерского мастерства ему явно не хватило ни во время съемок ролика, ни во время невнятных оправданий. По крайней мере, мы не поверили.

Кто ищет, тот всегда найдет

Несмотря на то, что члены СПЧ в своей работе были совсем не предвзяты и руководствовались только благородными целями, даже самые мелкие недоразумения становились объектом их праведного гнева. Так, Максим Шевченко был возмущен усиленной охраной во время приема граждан в администрации Пятигорска.

Еще один правозащитник Андрей Бабушкин, рассказывая о расширенном заседании в Пятигорске на своей странице в «Живом Журнале», начинает с того, что «в столице СКФО нет нормального конференц-зала на 100 человек». Затем Бабушкин добавляет, что «наконец, такой зал нашли в Пятигорском государственном университете». С чего он взял, что всем известный зал, где постоянно проводятся встречи и конференции международного уровня, «нашли» и что его поиск был проблемой, остается загадкой. Мало того, что это неподобающая его статусу правозащитника мелочность, так она еще и не соответствует действительности, что вызывает у людей понимающих только ироничную улыбку. Такие дешевые замечания только еще раз подтверждают, что многие «эксперты», прибывшие с инспекцией в регионы СКФО, в высшей степени необъективны. И даже когда их открыто встречают, создают все условия для работы и спокойно воспринимают критику, правозащитники продолжают везде видеть подвох и двусмысленность.

Во второй части заседания правозащитники могли напрямую пообщаться с правоохранителями, услышать их ответы на свои замечания (к слову сказать, Максим Шевченко своим присутствием это собрание не почтил, хотя там как раз обсуждалась проблема Александровского района, которой он так глубоко проникся). Удивило то, с какой агрессией вел себя Андрей Бабушкин, задавая вопросы представителю прокуратуры. Один из вопросов звучал совсем уж странно. В нем Бабушкин утверждал, что знает о том, что жители и власти Ставропольского края выступают против принятия закона о КМВ. Это в тот момент, когда повсюду не утихают дискуссии вокруг спасения Кавминвод, когда общественность старается общими усилиями помочь в разработке и скорейшем принятии закона!

Судя по всему, в своих обвинениях Бабушкин руководствуется весьма сомнительными источниками информации (можем даже предположить, какими) и работой некоторых наших «профинансированных» коллег. Тот факт, что он не владеет ситуацией, вовсе не мешает правозащитнику делать безапелляционные заявления и брызгать ядом по любому поводу, да и без.

На фоне всех этих провокационных, антиправительственных высказываний членов президентского Совета особняком стоит здравомыслие и профессионализм главы СПЧ Михаила Федотова. Спокойно, корректно, без огульных заявлений и громких слов он четко назвал все положительные и отрицательные стороны и общее впечатление от работы Совета на Северном Кавказе.

 

«Мы активизировали здесь функционирование гражданского общества и помогли налаживанию взаимопонимания между структурами гражданского общества и властью. Сам наш приезд помог немного улучшить ситуацию в конкретных социальных учреждениях, судьбах конкретных людей. Многие вопросы удалось сразу решить благодаря тому, что на приеме были представители прокуратуры, Следственного комитета, органов исполнительной власти. Мы встретились с главами всех субъектов СКФО и в абсолютно открытом диалоге обсудили все проблемы, которые нас интересовали».

Визит правозащитников на Северный Кавказ оставил двойственное впечатление. Многие из них проделали здесь большую, полезную и честную работу. Другие старались использовать свое положение для создания пустых скандалов и громких политических заявлений. Что бы это ни было – попытка «раскачать» спокойные регионы, желание засветиться или простая некомпетентность, – подобные действия и высказывания дискредитируют работу такого уважаемого органа, как Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека и, возможно, стоит более тщательно подбирать его членов.