Юлия Зайкова
Автор

Между небом и землей

Юлия Зайкова
Автор
04.06.2016

О достоинствах курортов Кавминвод написано уже более чем достаточно. А чем кроме оздоровления и прогулок по достопримечательностям Кавказские Минеральные Воды могут привлечь отдыхающих? Оказалось, у региона есть все, чтобы стать центром притяжения авиационно-спортивных туристов, только этого почему-то не происходит.

Уникальные ландшафты и климатические условия Кавминвод просто созданы для того, чтобы развивать здесь новые виды отдыха и спорта. В регионе часто проходят чемпионаты по мотокроссу, гонки на внедорожниках и других видах транспорта. Притягивает экстремалов не только земля, но и небо – традиционный фестиваль воздухоплавания ежегодно собирает сотни зрителей и участников. 

Помимо прочего, на КМВ есть потрясающее место – просторная живописная территория у подножия горы Юца в Предгорном районе. С наступлением тепла здесь возникает палаточный лагерь, гудят легкомоторные самолеты, в небо взмывают разноцветные птицы – парапланы, дельталеты, планеры и мотопланеры. Для поклонников авиатуризма со всей России полетать на Юце считается очень престижным, в профессиональных кругах это место известно как одно из лучших для полетов в стране. Однако большинство жителей Ставрополья и гостей курортов о площадке сверхлегкой и легкой авиации на Юце ничего не знают. Власти региона, кажется, тоже не в курсе, что у них под боком есть такое «брендовое» место. Нам стало любопытно, как развивается авиационный туризм на Кавказе и почему, имея все условия, Кавминводы так до сих пор и не стали столицей популярных среди активных людей видов спорта сверхлегкой авиации.

Небо

Авиационный туризм в России всегда был развит довольно слабо, в основном из-за его дороговизны. Организаторами летного спорта у нас в стране были аэроклубы при ДОСААФ. После распада Советского Союза и всей системы ДОСААФ авиаспорт был брошен на произвол судьбы и держался только на чистом энтузиазме отдельных инициативных людей. На Кавминводах одним из таких людей стал Сергей Теплых – инженер, пилот-инструктор. Вместе с небольшой группой таких же увлеченных профессионалов он уже более двадцати лет занимается развитием авиатуризма на Кавказских Минеральных Водах. 

По словам Сергея, первооткрывателем авиаспорта на Кавказе стал Людвик Францевич Маентняк. Будучи 19-летним молодым человеком, он в 1936 году с групппой единомышленников собрал деревянный планер и совершил свое первое воздушное путешествие на плато у горы Юца. Именно он первым открыл это легендарное сейчас для любителей авиации место. 

Сегодня авиационный туризм в России активно развивается. Об этом говорит и увеличивающийся поток людей, приезжающих на Кавминводы для участия в чемпионатах России по парапланерному и дельтапланерному спорту, фестивалях сверхлегкой авиации, единственном в России авиационно-туристическом слете.

В силу природных особенностей площадка на Юце обладает очень важными конкурентными преимуществами. Особая, плавная форма склона прекрасно подходит как для начинающих летчиков, так и для опытных профессионалов. При восточном ветре здесь образуется очень ровный восходящий поток, создающий идеальные условия для успешного полета парящих летательных аппаратов. 

Открытые подходы к площадке и приподнятое над окружающим пространством летное поле обеспечивают безопасность при взлете и посадке уже более тяжелых моторных воздушных судов – самолетов и вертолетов авиации общего назначения (АОН). 

Кавминводы являются еще и единственным в России местом, где проходят детские соревнования по популярному в мире парапланерному спорту. В летние месяцы все подножие горы Юца заставлено палатками – авиатуристы со всей страны целыми семьями едут сюда полетать либо посмотреть на зрелищный вид спорта. 

Стоит заметить, что приезжать гостям приходится на совершенно дикое место, здесь полностью отсутствует электричество, вода, приличные дороги. 

Сергей является директором некоммерческой организации «Легкая авиация Ставрополья» и одним из организаторов «Федерации видов спорта сверхлегкой авиации» Ставропольского края. Вместе с другими ее членами – пилотами, инструкторами, техниками, инженерами – они, как могут, своими силами стараются сделать условия проживания приезжающих спортсменов более комфортными. Электричество получают из нескольких генераторов, купленных за собственные средства, воду тоже привозят сами, много сил вкладывают в поддержание экологического состояния горы. Кроме того, компетентные специалисты помогают спортсменам оценить готовность летательного аппарата к полету, провести инструктаж и тем самым обезопасить летчика от тяжелых ошибок. 

Как рассказывает Олег Солодухин, председатель правления Федерации спорта сверхлегкой авиации, большинство ее членов – выходцы из краевого дельтапланерного клуба ДОСААФ, единственного в бывшем СССР штатного клуба, занимавшегося этим спортом. Вот уже несколько десятилетий они увлечены идеей полноценного развития авиационного туризма и авиации общего назначения на Кавказских Минеральных Водах. Что самое парадоксальное – они уже точно знают, что для этого нужно сделать, однако год за годом бьются в закрытые двери инстанций Ставропольского края. 

Земля

В 2006 году Юца была включена в список особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ). Специально созданное агентство по ОЭЗ объединило территорию площадью более 800 га в один участок. Попала в эти границы и земля, находившаяся в бессрочном пользовании у ДОСААФа. Руководство организации убедили подписать отказ от участка под тем предлогом, что потом они получат статус резидента ОЭЗ. Сегодня у ДОСААФа нет ни земли, ни резидентства – одно наименование да брошенный вагончик.

Власти региона строили наполеоновские планы по осуществлению на Юце масштабных проектов. Самый громкий из них – строительство современного курортного комплекса «Гранд-СПА Юца». Немецкая фирма изготовила проект строительства объектов ОЭЗ, а потом и макет, который руководство края успешно представляло на различных выставках.

Когда началась история с проектом «Гранд-СПА Юца», команда авиаторов даже обрадовалась, рассказывает Сергей Теплых. Поток авиационных спортсменов и авиатуристов на Юцу, по сути, за много лет был уже налажен благодаря регулярным соревнованиям и слетам. Не хватало главного – организованной инфраструктуры. Вместе с будущими отелями, при грамотном подходе, эта территория могла превратиться в крупный авиационно-туристический центр, как в Турции, Непале, Болгарии, Индии, где на основе авиатуризма выросли целые населенные пункты. 

Авиаторы начали искать контакты с властями, чтобы убедить их в том, что при строительстве любых объектов необходимо учитывать нахождение здесь редкой в мире авиационной площадки. Уникальные природные условия склонов на Юце ни в коем случае нельзя нарушать – вот что в первую очередь пытались донести до тех, кто отвечал за развитие ОЭЗ на Кавминводах.

«Когда только появился проект ОЭЗ «Гранд-СПА Юца», мы обрадовались, думали, сейчас пойдет развитие любимой нашей горы. Потом смотрим, что приоритеты у этой ОЭЗ совершенно не те, чиновники готовы разбазарить по мелочи ценнейшие, данные природой краю преимущества, и у нас такая мысль возникла – лучше уж своими силами все сделаем, пока огромные проекты проворачивают свои жернова. Ведь везде в мире, где есть курорт высокого уровня, – есть аэродром частной авиации, авиационные и экстремальные виды спорта. Мы хотим не дать разрушить то, что край имеет в силу природных факторов, пытаемся создать среду, которая уже востребована и будет развиваться», – рассказывает Сергей Теплых

Однако возможностей у команды авиаторов не много, ведь юридически их на этой земле не существует. Земля, на которой находится площадка сверхлегкой и легкой авиации, по-прежнему считается особой экономической зоной, находится в ведении Минэкономразвития России и не может быть сдана в аренду иначе как решением руководства этого министерства, до которого не докричишься. Поэтому ничего, кроме временного лагеря, авиаторы здесь организовать просто не имеют права. Проект с «Гранд-СПА Юца» после многолетних разговоров растворился в воздухе вместе с крупной суммой денег, потраченных на его разработку и презентацию. 

По словам Сергея, они вели переговоры с двумя составами правительства края. С правительством Валерия Гаевского, уже в период существования «Гранд-СПА», с огромным трудом почти удалось прийти к единому мнению, и прямо накануне судьбоносного для легкой авиации на Ставрополье решения, по телевизору объявили, что главу региона снимают с должности. И при последующем губернаторе Зеренкове воз остался там, где стоял, несмотря на все обращения.

Когда краем руководил уже Владимир Владимиров, на Юцу к авиаторам приезжал вице-премьер и министр экономического развития Ставрополья Андрей Мурга. В прошлом году он посетил традиционный авиаслет «Кавказские Минеральные Воды и Северное Приэльбрусье-2015». В приветственном слове министр отметил важность развития авиаспорта на Ставрополье: «Гора Юца – это уникальное место, где к тому же развит парадельтапланеризм, поэтому мы хотим, чтобы к нам приезжали и отдыхали туристы, ведь это еще и потенциально доходный бизнес для принимающей стороны». 

Звучит, конечно, хорошо, вот только никаких реальных шагов для поддержания малой авиации на Кавминводах не предпринимается. Сергей Теплых рассказывает, что уже не раз обращался к властям с просьбой доработать концепцию ОЭЗ в интересах авиационного туризма и экстремальных видов спорта, тогда ее можно будет арендовать профильным организациям, и существование здесь авиаторов станет юридически оформленным. Только в этом случае можно будет говорить о привлечении сюда инвесторов, ведь пока это просто потрясающе красивый участок земли, лишенный коммуникаций и логистики. 

«Руководители разных уровней нам говорят: вы только не уходите с Юцы, иначе тут бардак начнется, будет рост происшествий с авиаспортсменами, это испортит краю репутацию курорта, – говорит Теплых. – Это потому, что Юцу, как лучшее место для занятия полетами, знает вся Россия, сюда люди будут приезжать всегда, и только в наших силах направить такие полеты в приемлемое русло». 

Несмотря на полуофициальный статус существования на земле особой экономической зоны, Федерация спорта сверхлегкой авиации края старается юридически оформить свою работу, говорит Олег Солодухин:

«У нас есть базовые документы – регистрация в Министерстве юстиции, Министерстве спорта, аккредитация как региональной спортивной организации. Есть согласование с Предгорным районом, подписанное главой, о нашем нахождении здесь – у нас организован спортивный палаточный лагерь, пункт питания, посадочная площадка АОН. Все мероприятия согласуются с муниципальными службами и МВД, сложилась нормальная практика взаимодействия».

Запретить приезжим авиаторам самостоятельно летать на Юце или в других местах никто не может. Поэтому и ответственность за все происшествия несут только сами владельцы летательных аппаратов. Тем не менее, специалисты Федерации пытаются по мере возможности упорядочить полеты, помочь спортсменам повысить летную квалификацию. Авиаспорт – экстремальное занятие, и безопасность здесь должна быть превыше всего. 

«Мы действуем по алгоритму – человек приезжает, регистрируется, заполняет анкету, где есть данные, какой у него аппарат, номер для связи, страховой полис. Выясняем его квалификацию как летчика и исправность его летательного аппарата. Потом нам часто говорят спасибо за то, что мы делаем все это».

Авиаторы Юцы убеждены, что развитие авиационно-спортивного туризма – это самый реальный способ привлечь отдыхающих на Кавминводы, создавать интересные людям события. Активные туристы семьями приезжают или прилетают сюда, летают на наших мероприятиях, а потом идут отдыхать в города, на экскурсии, в рестораны. А это уже дополнительные деньги в бюджет городов-курортов. Помимо полетов, здесь можно развивать конный спорт, мотоспорт, единоборства. Юца может стать действующей рекреационной зоной с авиационным приоритетом, а не просто пустырем с залежавшимися грандиозными проектами. 

Наталья Петрова, мастер спорта международного класса, член сборной России по дельтапланерному спорту: 

«Таких мест, как наше, в стране можно пересчитать по пальцам. Если есть море – должен быть яхтклуб, так и у нас – если есть эта уникальная гора Юца, должен быть спортивный летательный центр. И он есть, только, к сожалению, пока он существует не благодаря, а вопреки обстоятельствам».

Александр Максимов, инженер гражданской авиации, шеф-пилот авиакомпании сверхлегкой авиации «Avia Club Nipal» (Непал):

«У меня есть большой опыт полетов за рубежом, и могу сказать, что Юца – это уникальное место не только в крае, в России, но и в мире. Эта гора имеет идеальную форму для занятий летным спортом. Конечно, хотелось бы, чтобы она развивалась. Такое место создает яркий, современный имидж краю, Кавказским Минеральным Водам».

Постскриптум

История, которую рассказал нам Сергей Теплых, очень нас заинтересовала, и мы хотим услышать и другую сторону – правительство Ставропольского края. О результате нашего запроса и о судьбе легкой авиации на КМВ вы сможете узнать уже в следующих материалах. 

Кроме того, нам стало любопытно, действительно ли полеты легкой авиации на Юце пользуются такой популярностью у жителей других регионов, как о них говорят сами организаторы. Чтобы узнать это, мы отправимся на авиационно-туристический слет «Кавказские Минеральные Воды и Северное Приэльбрусье», который пройдет с 9 по 15 июня, и подробно расскажем и покажем все, что там происходит.