Григорий Сергеев
Автор

Сладкая жизнь «хана» Азирова

Григорий Сергеев
Автор
04.06.2016

Не утихают страсти вокруг ставропольского ОАО НПК «Эском». В начале мая наш портал опубликовал позицию генерального директора предприятия Сергея Азирова в статье «Защиты нет?». Сегодня, в соответствии с Законом о СМИ, мы предлагаем вашему вниманию мнение второй стороны конфликта.

Была такая советская карикатура 20-х годов. Капиталист, после революции отправленный на Крайний Север, пытается остановить чукчу с оленьей упряжкой привычной фразой: «Извозчик, в казино!» Подпись к изображению гласила: «Некоторые никак не забудут старых привычек». Сегодня воротилы бизнеса если и отправляются в тундру, то разве что осмотреть собственные активы. Вот только некоторые «деловые люди» никак не вырастут из «коротких штанишек» 90-х. Таким планомерно развивать производство скучно, хочется побыстрее «снять сливки», а полученные средства пустить на красивую жизнь здесь и сейчас. Такой руководитель – всегда горе для предприятия. Но что делать, если подобный персонаж появляется на одном из ключевых фармацевтических производств страны? 

Научно-производственный концерн «Эском» – одно из крупнейших фармацевтических предприятий Юга России. Расположено оно в Ставропольском крае. Приоритетным направлением в его деятельности является выпуск растворов для инфузий и инъекций, продукции, необходимой для здравоохранения и хорошо востребованной на рынке. Тем не менее в Арбитражный суд Ставропольского края подан иск о признании предприятия банкротом. А рабочие завода более полугода не получают зарплату. При этом, по словам бывшего финансового директора концерна Санжара Назарова, совсем недавно, в 2015 году, на развитие предприятия инвесторами было направлено около 1,5 млрд рублей. Кто же те «светила экономики», что умудрились, имея на руках такие сильные «карты», оставить завод в дураках? 

Гендиректором и владельцем «Эскома» является Сергей Азиров. Сразу видно, человек с большим кругозором, ибо нашел у проблем предприятия объяснения не какие-нибудь приземленные, а геополитические. Мол, виноват во всем Майдан в Киеве. Стоило смениться власти в Незалежной – как стекольный завод из Житомирской области Украины прекратил поставлять концерну продукцию «по политическим мотивам». Правду ведь говорят – талантливый человек талантлив во всем! И не стоит обращать внимание на мелочи. Ну, какая разница, что Майдан начался в ноябре 2013 года. А несколькими месяцами ранее, в мае 2013 года, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины вынес решение по иску производителя стеклотары из Житомирской области ООО «Юник Фарма» к ОАО НПК «Эском», обязав взыскать с последнего просрочку за оплату поставленной ему продукции в размере 2 миллионов 795 тысяч 160 рублей. 

Неужели бывшие поставщики «Эскома» обратились к какому-то местному Нострадамусу, предсказавшему Майдан? Или проблемы концерну создают только лукавые поставщики с Украины? Но нет – позднее иск на компанию Азирова подает родное и близкое АО «Кавминстекло». В итоге, краевой арбитраж обязал «Эском» выплатить и этим поставщикам солидный долг в сумме, превышающей 56 миллионов рублей.

А ведь проблемы с поставщиками стали далеко не единственной бедой «Эскома». Одни работники завода вспоминают о закупках подозрительно дорогого оборудования и материалов при модернизации производства. Другие – что при Азирове реализация продукции шла по бартерным схемам, приводившим к ее продаже почти на 30% ниже рыночных цен. Впору снова вспомнить про опыт 90-х, когда подобными путями быстро обескровливали крупнейшие предприятия. 

Некоторые сотрудники утверждают, что господин гендиректор, совсем в духе персонажей в малиновых пиджаках из недавнего прошлого, в день выдачи рабочим зарплат заходил в бухгалтерию, снимал кассу и ехал играть. Якобы как-то раз алчная Фортуна оставила завод и его руководителя без 3 миллионов – всего за один вечер… Но мы-то с вами знаем, что так не бывает. Ну разве может патриот Азиров, даже проблемы своего предприятия связавший с тяжелой международной обстановкой, вести себя так несознательно? 

Впрочем, может быть, вовсе не «новые русские» или старые капиталисты стали для семьи гендиректора «Эскома» примером для подражания? Может, надо копнуть глубже? Вот 2 мая несознательные бывшие работники вместо того, чтобы покорно ожидать милости от владельца, вышли на пикет, требуя выплатить им зарплату. Разве это не образец глубокой непочтительности к хозяину предприятия? Вот и племянник господина Азирова Григорий Исханов, видимо, решил точно так же. В праведном гневе он забросил одни плакаты пикетчиков в кусты, а другие начал топтать ногами. Действительно – как посмели какие-то рабочие выступать против сиятельной семьи Азирова? Пожалуй, какой-нибудь хан точно так же растоптал бы прошения подданных, поданные ему недостаточно почтительно.

Рабочие, правда, верят, что и на хана управа найдется. Обращения о ситуации на предприятии уже были направлены на имя Владимира Путина и руководства Следственного комитета РФ. Люди верят, что на команду бизнесмена, заигравшуюся то ли в 90-е, то ли в Средневековье, найдется «машина времени», которая заставит их следовать современным правовым нормам. Что ж, поживем – увидим. 

Евгений Кругляк:

«Статья написана, скажем прямо, в немного мягком повествовании, хотя все факты изложены верно. ОАО НПК «Эском», откровенно говоря, – убитое предприятие самим генеральным директором. Впрочем, ОАО НПК «Эском» никогда не было передовым. Все оборудование, которое работает в рабочем режиме, далеко не новое. Из нового в ОАО НПК «Эском» имеется две никому не нужные ящикособирательные машины, да оборудование ампульного цеха, расхваленное во всех газетах и репортажах. Только уже пару лет, как предприятие не в состоянии развить это направление. Мало того, это оборудование было куплено в Китае по одной цене, потом, пройдя таможенные процедуры, было приобретено второй фирмой, третьей... Потом ОАО НПК «Эском» по цене первосортного оборудования, но мощностью первосортного оборудования не обладает. ​Таких чудес на ОАО НПК «Эском» довольно много, и все они закладываются в банк «Открытие», который, наверное, скоро сам станет банкротом».

Тимур Гниловский:

«Когда я вышел на акцию в защиту работников «Эскома», некоторые говорили, что я, мол, не могу знать реальной ситуации на предприятии, так как сам не работаю там. За чем же дело стало? В газете я видел объявление, что на завод нужны грузчики. Я готов потратить два месяца своей жизни. Если за время работы на предприятии я не обнаружу ни фактов задержки зарплат, ни нарушений условий безопасности труда, технологии, ни оскорблений личности работающих, что ж, в таком случае я готов публично извиниться перед господами владельцами и начальниками. Только что-то сомневаюсь, что они отважатся взять меня к себе на работу».

Алексей Албу, начальник отдела политических исследований постсоветского пространства Института инновационного развития:

«Анализируя ситуацию, происходящую в России относительно нарушения трудовых прав наемных работников, нужно отметить, что научно-производственный концерн «Эском» занимает одно из ведущих мест. К сожалению, подобная негативная статистика не становится стимулом для руководства предприятия к преодолению негативных тенденций и улучшения условий труда. Невыплата заработной платы, по словам многих сотрудников, стала основной  проблемой на предприятии. Люди жалуются на то, что руководство часто не  оплачивает так называемый испытательный срок, при этом самовольно увеличивая его продолжительность. Жалуются на постоянные штрафы, часто по надуманным поводам, и приводят весьма печальные примеры. Существует серьезная необходимость проверки информации о том, что бухгалтерия закрывает зарплатные ведомости, в которых отчитывается о получении зарплаты рабочими, при этом не выплачивая нужные суммы.

Ситуация на предприятии усугубляется беспрецедентным давлением со стороны администрации на рабочих.

Из-за подобной практики рабочие отказываются писать заявления в правоохранительные органы и контролирующие инстанции и не могут выбраться из «замкнутого круга», предпочитая тихо уйти. И как показывает практика – уходят массово. Но есть и те, которые занимают принципиальную позицию и пытаются вернуть свои честно заработанные деньги. Я искренне надеюсь, что власть обратит внимание на проблему и будет содействовать в ее разрешении. Но подход должен быть не формальным, а реальным».