Шамиль Абдуллаев
Автор

На Дагестан сошла «восьмая казнь египетская»

Шамиль Абдуллаев
Автор
30.05.2016

В этом году в Дагестане саранча появилась на месяц раньше обычного срока и охватила почти в два раза больше территорий, чем в прошлом. По сообщению Министерства сельского хозяйства республики, причиной раннего появления вредителей послужила сухая и относительно теплая зима, а также цикличность развития саранчи.  

Главное управление МЧС по Республике Дагестан совместно со специалистами Министерства сельского хозяйства и сельхозтоваропроизводителями ежедневно проводит обработку зараженной территории. Из-за нашествия саранчи режим чрезвычайной ситуации объявлен в Бабаюртовском, Кизлярском, Ногайском и Тарумовском районах. В республике создан оперативный штаб по борьбе с вредителями под руководством вице-премьера Билала Омарова, в состав которого вошли министр сельского хозяйства Мусафенди Велимурадов и руководитель Дагестанского филиала Россельхозцентра Магомед Гаджимагомедов.

Насколько серьезна сложившаяся ситуация, чем грозит сельхозугодиям нашествие саранчи, и какие меры принимаются для борьбы с вредителями? Обо всем этом «Кавказ Сегодня» спросил тех специалистов, которые напрямую заняты решением проблемы массового распространения саранчи.

«Особенность массового размножения саранчи – это цикличность, которая повторяется каждые 10 или 12 лет. Нынешний год совпал с периодом массового распространения вредителей. Также стоит отметить относительно теплую зиму 2016 года, при минусовых температурах кубышки саранчи погибают, но в этом году природа пощадила личинок саранчи. Наибольшее распространение саранчи зафиксировано в Ногайском районе, в Кочубейской зоне отгонного животноводства»,

– пояснил начальник управления растениеводства и земельных отношений Минсельхозпрода Дагестана Ахмед Расулов.

По словам специалиста, режим чрезвычайной ситуации объявлен, чтобы мобилизовать все имеющиеся силы, включая Министерство сельского хозяйства, ресурсы администраций районов и самих сельхозтоваропроизводителей.

«Обычно у нас принято, что этой проблемой занимается только Министерство сельского хозяйства, – в то время, когда сами фермеры и сельхозтоваропроизводители должны решать вопросы обработки своих территорий. Потому что это их земли, они отвечают за их охрану и санитарное состояние.

В прошлом году у нас заселенность саранчой составляла 40-45 тысяч гектаров, а в текущем, по состоянию на 26 мая, заражено 72 тысячи гектаров. Вместе с тем личинки азиатской саранчи только начали отхождение, а это значит, что еще, как минимум, 25 тысяч гектаров будет заражено. Таким образом, общий охват территорий саранчой может превысить 100 тысяч гектаров», – сообщил Ахмед Расулов.

На наш наивный вопрос: «Нельзя ли окончательно решить проблему распространения саранчи?» руководитель управления напомнил, что борьба с саранчой ведется с древних времен и до сих пор не нашла окончательного решения.

«Вы знаете, весь мир борется с саранчой испокон веков, каждый год саранча меняет свою реакцию на наши действия, препараты. Насекомое адаптируется к условиям окружающей среды, находит новые способы выживания. В 2015 году отхождение саранчи в республике началось в июне, а в этом году на месяц раньше. В прошлые годы борьбу с саранчой мы заканчивали в июле, максимум в августе. В прошлом году мы с саранчой воевали еще в октябре. Как видите, каждый раз саранча приспосабливается, невозможно предсказать, как она себя поведет через год»,

– пояснил собеседник, при этом отметив, что говорить об ущербе сельхозугодиям еще преждевременно.

«Пока саранча распространена на пастбищах и еще не успела переселиться на сельхозугодия, поэтому преждевременно говорить о каком-либо ущербе. Когда начнется отхождение азиатской перелетной саранчи, очаги распространения в Кизлярском и Бабаюртовском районах, тогда, вероятно, будет нанесен ущерб сельхозкультурам», – прогнозирует Расулов.

Наш собеседник также рассказал о принимаемых мерах в борьбе с саранчой. Он сообщил, что в республике работает четыре единицы малой авиации, еще четыре установки аэрозольного орошения, кроме этого, двенадцать единиц тракторов с опрыскивателем. Малые очаги распространения обрабатывают садовыми распылителями.

«Министерство сельского хозяйства ежедневно проводит селекторное совещание с республиканскими МЧС и Россельхозцентром, на котором обсуждаем итоги выполненной работы, сколько и в каких районах обработано территорий, обговариваем предстоящие задачи, координируем свои действия.

На текущий момент у нас хватает запасов инсектицидов, но оказанная помощь – 800 литров химикатов, переданных нам из Астарханской области и Краснодарского края, – не соответствует масштабам. Нам нужно на порядок больше препарата.

Например, 70 граммов препарата уходит на обработку одного гектара, вы сами можете посчитать, сколько нам потребуется запасов на обработку 100 тысяч гектаров»,

– заключил чиновник.

Выходит, на обработку 100 тысяч гектаров потребуется 7 тысяч литров препарата. По сообщению Россельхозцентра от 27 мая, в Дагестане есть резерв инсектицидов 1200 литров, что хватит на обработку 16,0 тысяч гектаров. Ведомство отмечает: в республику направлено 800 литров ядохимикатов для обработки зараженной территории, в том числе из Астраханской области 600 литров, Краснодарского края – 200 литров. Всего обработано 18,9 тысячи гектаров.

Также Россельхозцентр информирует, что продолжается распространение марокканской саранчи на землях отгонного животноводства в Казбековском, Ногайском, Кулинском, Левашинском, Хунзахском, Карабудахкентском, Акушинском районах.

В беседе с корреспондентом «Кавказ Сегодня» начальник отдела защиты растениеводства Дагестанского филиала Россельхозцентра Шамиль Абдусаламов сообщил, что «на текущий момент (27 мая) нашими специалистами обследовано 147 тысяч 885 гектаров, из этой площади 71,299 тысячи гектаров заражено саранчой. Это не окончательные данные, потому что на территории Бабабюртовского района ожидается отхождение личинок азиатской саранчи.  

«В отличие от прошлого года марокксакая саранча, которая расплодилась в Кочубейской зоне и Тарумовском районе, появилась почти на месяц раньше. Вдобавок погодные условия очень благоприятные, что привело к массовому отхождению личинок саранчи. Безусловно, искоренить эту проблему не получится, но степень распространения саранчи можно удержать в каких-то приемлемых пределах, чтобы не превышал определенного экономического порога и не наносил непоправимого ущерба сельхозугодиям.  

В нашей республике в основном распространена азиатская перелетная саранча и марокканская. Итальянский прус распространен в малых пределах. Если саранча встанет на крыло и начнет перелеты по сельхозугодиям, это может нанести существенный урон сельскому хозяйству региона.

Наша задача (Россельхозцентра. – ред.) обследовать территории, выявить места распространения и откладки кубышек. После этого данные передаются в Министерство сельского хозяйства, которое принимает соответствующие меры»,

– подчеркнул Абдусаламов.

Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Дагестана Камалутдин Камалутдинов отмечает, что ситуация с нашествием саранчи с учетом ее раннего появления и массового распространения складывается достаточно сложная.

«Для борьбы с вредителем своевременно приняты оперативные меры: мобилизованы технические и человеческие ресурсы, на полях работает наземная техника и малая авиация. Убежден, что если мы будем работать в темпе сегодняшнего дня, нам удастся локализовать угрозу и минимизировать ущерб»,

– сделал вывод Камалутдин Камалутдинов.

В нынешнем году на борьбу с саранчой в республиканском бюджете предусмотрено 5 миллионов рублей. Об этом было заявлено на совещании в правительстве Дагестана, посвященном вопросам борьбы с вредителями. 

Однако агентство «Интерфакс» со ссылкой на руководителя Дагестанского филиала Россельхозцентра Магомеда Гаджимагомедова сообщило, что в 2016 году на противосаранчовые мероприятия будет направлено 15 миллионов рублей. В прошлом же году на эти цели было выделено 6 млн. рублей.

Как видим, все специальные силы мобилизованы и координированно ведут борьбу с сельхозвредителями. Теперь самое главное – успеть, пока саранча не выросла и не встала на крыло. Ведь тогда говорить о борьбе с вредителями будет уже поздно.