Армина Айрапетян
Автор

ПГЛУ ушел в историю

Армина Айрапетян
Автор
30.05.2016

После долгих обсуждений, споров и голосований Пятигорский государственный лингвистический университет все же был переименован. Теперь он именуется ПГУ. Кому и почему мешала буква «Л»?

30 мая на официальном сайте вуза название «Пятигорский государственный лингвистический университет» уступило место новому – «Пятигорский государственный университет». Этому предшествовал долгий процесс обсуждения и взвешивания всех «за» и «против».

Как только заговорили о том, что в ближайшее время вуз будет переименован, общество взорвалось догадками: «вуз потерял статус лингвистического», «ПГЛУ перестанет быть госуниверситетом», «университет распадется на институты». Что же происходит на самом деле, и почему?

Нынешний Пятигорский государственный лингвистический университет за годы своего существования, а это ни много ни мало 77 лет, несколько раз был переименован, пройдя путь от Пятигорского государственного педагогического института (впоследствии Пятигорского государственного педагогического института иностранных языков) до привычного нам сегодня ПГЛУ, не в пример другим вузам, которые сотни лет не меняют своего наименования. Однако справедливости ради стоит отметить, что в случае с ПГЛУ одно оставалось неизменно – высокое качество образования и присутствие в списке лучших вузов страны. Каждое переименование становилось новой ступенью, так скажем, повышением, развитием. Что же на этот раз: повышение или, как говорят некоторые крайне скептически настроенные члены общества, провал в области лингвистического образования? А может быть, действительно раскол?

Почему факультетов не стало?

Итак, для начала разберемся в том, почему вообще возникли мысли о том, что вуз может быть разделен на несколько учебных заведений. Все дело в том, что еще несколько лет назад факультеты, входящие в состав ПГЛУ, были преобразованы в институты и высшие школы. И уже тогда начали поговаривать о том, что это крах иняза. Однако это только придало ему статусности. Подобная практика (институты или высшие школы в составе университета) уже много лет успешно практикуется в крупнейших зарубежных вузах. Прижилась такая форма и в России.

Таким образом, сегодня в университете действуют 11 многопрофильных и многоуровневых подразделений нового типа – институтов и высших школ.

Однако заговорили тогда и о других переменах.

Более дальновидные и проницательные начали поговаривать, что образование на базе Пятигорского лингвистического университета институтов и высших школ – это первый шаг к уходу от «лингвистичности». Действительно, сами названия структурных подразделений – Институт международных отношений, Высшая школа политического управления и инновационного менеджмента, Институт человековедения, Юридический институт, которые были созданы наряду с языковыми структурами, – говорили о том, что вуз расширяет границы, меняет профиль, выходя далеко за рамки лингвистики.

Хорошо это или плохо? Это необходимо! Во-первых, сегодня, когда в Северо-Кавказском федеральном округе, как и во всей стране, происходит «чистка» высшего образования – из-за неэффективности один за одним закрываются вузы, потерявшие доверие ответственных властных структур, просто необходимо создавать для молодежи условия, при которых они могли бы получить достойное и желанное высшее образование «дома». С этой задачей могут справиться только крупнейшие учебные заведения, зарекомендовавшие себя на рынке образовательных услуг. А ПГЛУ здесь, как известно, в числе лидеров.

Стоит еще упомянуть о том, что для лингвистического вуза ПГЛУ обладал чересчур широким спектром образовательных услуг, что не соответствовало его названию.

У руководства вуза было два выхода – закрыть все непрофильные направления подготовки и сохранить статус лингвистического университета или стать классическим вузом. Первое привело бы к тому, что в регионе наблюдался бы серьезный отток молодежи, который уже в ближайшее время привел бы к серьезным культурным, экономическим и демографическим последствиям. Второй путь, по которому коллектив вуза, при поддержке властей, решил пойти, – уход от профильности с целью сохранения многоформатности и возможности оказания образовательных услуг большему количеству абитуриентов Ставропольского края и соседних республик, что уж говорить о тех, кто ради обучения в вузе приезжает из других уголков России или из-за рубежа. Только вот некоторые высказывают опасение, что в борьбе за статусность и расширение списка образовательных программ вуз может потерять легендарное качество образования. Еще один вопрос: как на подобное переименование отреагируют зарубежные партнеры.

Мы решили узнать у директора Института международных отношений, профессора Виктора Панина, какое отношение для нелингвистических направлений имеет переименование:

«Значение имеет большое, поскольку в прошлом отмечались отдельные (хотя и редкие) случаи, когда нашим выпускникам потенциальные работодатели высказывали сомнение об уровне подготовки по нелингвистическим специальностям в специализированном лингвистическом вузе. Таким образом, новое название университета значительно расширяет спектр возможных передовых образовательных программ и снимает в будущем появление подобных вопросов и сомнений. А вот в языковой подготовке сомнений нет никогда».

Подобную позицию высказывают и выпускники университета. Так, редактор республиканского информационного агентства «Калмыкия» Гиляна Балаева уверена: переименование вузу только на пользу.

«Я окончила ПГЛУ по специальности «журналистика» и сразу стала работать в региональных СМИ. У работодателей, в принципе, не возникало никаких вопросов, связанных с тем, что я, журналист, – выпускница лингвистического вуза. Но стоит понимать, что журналистика тесно связана с лингвистикой. Их привлекало то, что перед ними – квалифицированный специалист, да еще и со знанием сразу трех иностранных языков.

Когда я училась в ПГЛУ, не было такого изобилия специальностей, как сейчас. Поэтому считаю, что переименование необходимо, так как вуз развивается и уже давно назревала необходимость отразить универсальность и гибкость подготовки выпускников в нашей Alma mater. На мой взгляд, Пятигорский государственный университет не будет сбавлять темпов своего развития. А для выпускников будет еще более престижным оканчивать такой крупный многопрофильный вуз».

Новое название – тема для обсуждения

Итак, решение о том, что вуз будет переименован, было принято. Это, как уверяют в университете, вписывается в современную концепцию развития региональных вузов и  связано, в первую очередь, с реновацией высшего профессионального образования в регионах России. Вопрос согласовали с министром образования и науки России Дмитрием Ливановым, полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Сергеем Меликовым, губернатором Ставрополья Владимиром Владимировым и краевым правительством. И здесь наступил еще один драматический момент: обсуждение нового наименования учебного заведения.

Впервые в широком формате эту тему обсуждают 5 апреля. Тогда, выслушав все доводы выступающих, коллектив учебного заведения принимает решение о переименовании Пятигорского государственного лингвистического университета в Кавминводский государственный университет. При этом решено сохранить бренд ПГЛУ, указывая его в скобках.

Однако уже 12 мая, на очередной конференции, звучит другое наименование вуза – Пятигорский государственный университет.

Оказалось, что на завершающем этапе утверждения нового названия и Устава университета было принято согласованное решение ключевых государственных структур – Министерства образования и науки России, губернатора и правительства Ставропольского края, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе – еще раз глубоко обсудить этот вопрос. И на очередной конференции работников и обучающихся было принято решение о том, что Пятигорский государственный лингвистический университет будет продолжать свое перспективное развитие, оставаясь одним из ведущих вузов России, под обновленным названием – «Пятигорский государственный университет.

Стоит отметить, что общественности это название показалось более приемлемым и уместным.

По результатам конференции было принято решение обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с ходатайством об изменении названия вуза и о внесении измененного названия в подготовленную новую редакцию Устава университета, которая сейчас также находится на рассмотрении в Министерстве.

Ректор ПГУ Александр Горбунов:

«Университет за последние годы фактически превратился в многопрофильный вуз, расширилось количество направлений подготовки и специальностей. Более тридцати пяти направлений подготовки и специальностей только в бакалавриате и специалитете, более двадцати – в магистратуре, более двадцати – в аспирантуре. Среднее профессиональное образование по одиннадцати специальностям. Фактически, университет перерос и свое название «лингвистический».

Итак, крупнейший пятигорский университет продолжит свое существование и развитие на рынке высшего образования России и мира, оставаясь одним из ведущих вузов страны, но теперь уже под обновленным названием – «Пятигорский государственный университет», расширяя границы и возможности.

Для кого-то вуз так и остался «педом», кто-то по привычке называет его «пятигорским инязом», современная молодежь именует его «лингвистическим». И все эти названия, несомненно, останутся в массах. Но привычка привычкой, а статус статусом.