Юлия Зайкова
Автор

В даль по бездорожью

Юлия Зайкова
Автор
16.05.2016

В канун 9 мая в Минераловодском городском округе прошел традиционный трофи-марафон «Танковый прорыв-2016». В этом году гонки внедорожников состоялись в седьмой раз и собрали рекордное количество зрителей. По словам организаторов, за два соревновательных дня мероприятие посетило порядка 17 тысяч человек. Мы узнали, как за рулем одной машины оказались Грузия и Армения, и почему ездить на джипах по бездорожью – это патриотично. 

«Настоящий рай для мальчиков», – задумчиво протянула светловолосая девчушка, оглядывая поляну возле села Левокумка. Здесь уже расположились десятки автомобилей самых немыслимых конструкций, лучные и пейнтбольный тиры, выставка военной техники и огнестрельного оружия. Папа девочки ее уже не слышал: его взгляд жадно блуждал по всему этому великолепию. Мимо бродили восторженные мальчишки, держа за руку отцов с абсолютно такими же, как у сыновей, детскими улыбками. 

Пока зрители завистливо оглядывали причудливые внедорожники, хозяева деловито суетились возле своих машин либо просто вальяжно наблюдали, наслаждаясь своей минутой славы. 

Открыли соревнования традиционным чествованием ветеранов. После приветственных слов все вновь разбрелись по поляне: гости – за новой порцией впечатлений, гонщики – готовятся к старту.

Вячеслав Зейтунян приехал на «Танковый прорыв» из Сочи, чтобы обкатать здесь новую машину. Новой ее можно назвать весьма условно – свой внедорожник «Патриот» Вячеслав собирал сам. Отсюда и название – автомобиль свободной конструкции. Вскоре гонщик из Сочи планирует поучаствовать в «Ладога-трофи» – семидневный заезд вокруг Ладожского озера. Раньше экипаж Вячеслава Зейтуняна уже три раза становился победителем «Ладоги» и один раз взял «серебро». 

Экипаж автомобиля состоит из пилота и штурмана. Первый непосредственно управляет машиной, а второй помогает ориентироваться на местности и отвечает за проходимость транспорта в любых условиях. Вячеслав – штурман, в «Танковом прорыве» он участвует вместе с пилотом из Ставрополя, тоже Вячеславом с символичной для гонщика фамилией – Бессмертный. 

«Для этих соревнований пилот сам нашел меня, предложил поучаствовать. Хороший штурман на вес золота, – рассказывает Вячеслав Зейтунян. – Эту трассу я еще не проходил, но могу обещать, что гонка будет интересной. Я езжу восемь лет, мне нравится эта атмосфера, подготовка к заезду, азарт, желание победить, адреналин. Это то, что заставляет тебя садиться в машину снова и снова».

На вопрос, как близкие относятся к такому экстремальному увлечению, Вячеслав отвечает коротко и уверенно: «А у них выбора не было».  

Как рассказывает один из организаторов соревнований, участник команды «4х4 КМВ» Александр Манвелов, в этом году был изменен формат мероприятия – из однодневной гонки «Танковый прорыв» превратили в двухдневный марафон. Состязания ежегодно посвящают Дню Победы, и это выражается не только в том, что их проводят в канун 9 Мая. По словам организаторов, часть средств, собранных на «Танковом прорыве», идет на адресную помощь ветеранам. На этапе подготовки к соревнованиям составляется список тех, кому будет оказана материальная поддержка. Это пенсионеры из дома престарелых в Иноземцево и другие пожилые жители Кавминвод.

Вот уже второй год подряд на «Танковый прорыв» приезжают участники из Грузии и Армении, «чтобы поддержать и показать, что ничего не забыто и для них», рассказывает Александр

«Любая гонка – это труд большой команды, многих людей. Каждая трасса проходится нами лично, прощупывается. Создаем искусственные неровности, усложняем ландшафт для того, чтобы сделать маршрут интересней. Все, что вы видите, это результат огромной работы, все для того, чтобы сделать соревнования зрелищными и в то же время безопасными», отмечает Александр Манвелов

Арташес Степанян из Армении увлекается гонками уже 10 лет. «За это время проехал все, от Персидского залива до…» –Арташес неопределенно машет рукой в неизвестные дали. Увлечение появилось сразу после свадьбы. Жена очень переживала, однако пришлось смириться.

«Не знаю, как у вас, но у нас мужчины немного по-другому устроены, мы не привыкли спрашивать жену. Если я решил, что еду на гонку, – сообщу. Этого достаточно», – поясняет Арташес.

Отвечаю, что, когда речь заходит об автомобилях, русские мужчины тоже не склонны советоваться со своей второй половинкой. 

В «Танковом прорыве» армянский гонщик участвует второй раз. В этом году он в экипаже с грузинским штурманом Андроником Костаняном. На победу они настроены весьма решительно – «либо призовое место, либо я ломаю машину», говорит Арташес. Приехать сюда гостям из Грузии и Армении было не так просто: за провоз автомобилей пришлось заплатить немалые таможенные пошлины, у некоторых участников возникла задержка на границе, но все обошлось, все доехали и готовы вступить в схватку.

«Что дают мне гонки? Самое главное – много друзей в разных концах света. Это битва, и когда ты участвуешь, то не смотришь, кто твой соперник – знакомый, незнакомый. Но за пределами трассы все дружелюбно относятся, все друзья»,делится Арташес Степанян.

Перед началом заездов участники проходят трассу пешком, знакомятся с ней. Как заявляют организаторы, при подготовке к соревнованиям они обязательно проезжают готовые маршруты, чтобы быть уверенными, что эти дороги вообще проходимы. 

Состязания проходят в нескольких категориях в соответствии с техническими характеристиками автомобилей – «Стандарт», «Экстрим», «Туризм», «Спорт», «Нива открытая». 

В первый день трофи-марафона коридоры трасс были проложены через относительно прямые отрезки и не были нагружены серьезными препятствиями, поэтому состязания были скоростными. На следующий день спортсменам пришлось серьезно повозиться, преодолевая водные и грязевые преграды, а также рвы до двух метров глубиной. 

Оба соревновательных дня поляна перед трассами была заполнена зрителями. Люди ехали парами, шумными компаниями и целыми семьями, располагались на пикник под ласковым, уже почти летним солнцем. Как только начинались заезды, они вскакивали с насиженных мест и встревоженной толпой застывали у бортиков, следя за каждым виражом гонщиков. 

По итогам соревнований география победителей вышла довольно широкая – в категории «Стандарт» лучшими стали представители Владикавказа, в классе «Нива открытая» – кисловодчане, в категории «Туризм» первое место получили гости из Армении. Арташес Степанян вместе с грузинским штурманом, как и планировал, занял призовое место – они стали вторыми (хотя машину все-таки придется ремонтировать). Вячеслав Зейтунян и Вячеслав Бессмертный победили в категории «Экстрим». В классе «Спорт» первое место досталось экипажу из Карачаево-Черкесской Республики. 

Переходящий Кубок трофи-марафона «Танковый прорыв» в категории «Командный зачет» решением судейской коллегии отправился в Грузию. 

По словам организаторов, с каждым годом гонки на внедорожниках в Минераловодском городском округе набирают обороты и проводятся все с большим размахом. Есть уже свои постоянные зрители и участники, которые приезжают из других городов за несколько дней до соревнований, чтобы погулять по городам Кавминвод. А это уже серьезный вклад в развитие событийного туризма. Создатели «Танкового прорыва» идут к своей цели – сделать Кавминводы точкой притяжения любителей автоспорта.