Анна Мартын
Автор

Для кого дорог хлеб?

Анна Мартын
Автор
14.08.2015

Кампания по уборке зерновых и зернобобовых на Юге России завершилась успешно. На итоговых совещаниях по урожаю чиновники дружно отчитываются о победах. Но что же стоит за рекордным урожаем?

Получат ли фермеры хорошую прибыль и толчок к развитию своего бизнеса? Будет ли регион обеспечен местным недорогим зерном, позволяющим удерживать цену на хлеб?

Следует признать, урожай получился действительно рекордным. Всего в СКФО  собрано девять миллионов тонн зерна, что на три тысячи тонн больше, чем в предыдущем году.  Увеличена и урожайность полей — с 36,4 центнеров с одного гектара в 2014 году до 37,4 центнера с гектара — в нынешнем. Ставрополье вошло в тройку лидеров российских регионов по уборке зерна, собрав на настоящий момент 8,2 миллиона тонн зерна — на 200 тысяч больше аналогичного периода прошлого года. Урожайность — 39 центнеров с гектара.


Успех ставропольских аграриев был положительно отмечен председателем Правительства России Дмитрием Медведевым на недавнем совещании в Сочи, посвященном ходу сельскохозяйственных уборочных работ. Помимо наращивания объемов зерна в этом году улучшилось и его качество. Как утверждают специалисты, ставропольская и краснодарская пшеница ввиду благоприятных климатических условий превосходит любое другое российское зерно и идеально подходит для хлебопечения.
Вдохновленный успехами ставропольских аграриев и похвалой премьера на семинаре в Труновском районе, состоявшемся по итогам уборочной кампании, губернатор края поставил перед фермерами амбициозную задачу — достичь показателя в 10 миллионов тонн урожая зерновых ежегодно. Предложил он и рецепт успеха — использование высокопродуктивных сортов семян. А в пример привел образцово-показательный племсовхоз «Россия», где испытательные поля дают урожайность до 90 центнеров с гектара.
Очевидно, что одного желания властей для столь мощного рывка в увеличении урожайности полей хлеборобам недостаточно. Для этого нужна весомая финансовая помощь. Небольшую сумму, порядка 10-15% от стоимости, могут получить фермеры на приобретение элитных семян сельхозкультур. И наверняка получат, если в этот момент в краевом бюджете будут на это деньги. Могут растениеводы получить и невозвратную субсидию — в зависимости от размеров посевных полей (такая мера будет выгодна только крупным хозяйствам). Часть процентов по кредитам может покрыть также краевой Минсельхоз.
Но, как комментируют ситуацию компетентные источники, на самом деле реальные суммы помощи хозяйствам не столь существенны. Желающим их получить предстоит пройти сложные бюрократические процедуры. Да и удовлетворить все заявки краевые власти не могут в связи с недостатком целевых средств. И что делать фермерам, когда цены на удобрения, ГСМ и технику неуклонно растут?
Крестьяне — народ терпеливый. На вопросы — как, мол, вам краевые меры поддержки, достаточны ли? — слез и жалоб услышать не довелось. Не рассчитывают производители зерна и на чью-либо помощь. Да и комментариев на эту тему не дают.
Впрочем, вырастить урожай для фермера — полдела, его нужно еще и продать. По словам экспертов, сложившаяся цена на зерно устраивает сегодня и сельхозпроизводителей, и трейдеров. Те и другие внимательно наблюдают за окончанием уборочной кампании по стране. Если  урожай в целом окажется плохим, правительство может ввести эмбарго на экспорт зерна за рубеж. В этом случае цена на внутреннем рынке упадет, и тогда фермеры Юга окажутся со своим высококачественным зерном в невыгодном положении. Как и несколько лет назад, когда рекордный урожай хранился в зернохранилищах края невостребованным целых два года.
Ставропольское зерно — экспортоориентированный товар. 60% прибыли региона от отрасли сельского хозяйства — именно экспорт зерна. Из них 60% идет за рубеж, 20% — на внутренний рынок. В 2015 году край планирует продать до пяти миллионов тонн. Этого, по прогнозам правительства края,  должно хватить для развития отрасли.
Один из опытных игроков зернового рынка объяснил нам, почему  Ставрополье ориентируется на экспорт пшеницы за рубеж. Сказывается географическое положение. Чем везти зерно в Москву или Зауралье, легче реализовать урожай здесь же, через южные морские порты. Да и уж слишком хороша ставропольская и краснодарская пшеница для внутреннего потребления. Российские регионы предпочитают покупать зерно подешевле. Например, из Казахстана, невзирая на его более низкое качество. Хорошее сырье востребовано за рубежом, а россияне могут обойтись чем-нибудь попроще.
Вместо качественной пшеницы наши хлебопеки используют зерно подешевле, часто добавляя огромное количество химикатов и добавок. Они улучшают вид, вкус хлеба, продлевают его срок годности. А главное — значительно снижают издержки. Эту версию косвенно подтвердили слова маркетолога одного из крупнейших хлебобулочных предприятий края (мы пытались узнать, какой прогнозируется рост цен на хлебобулочную продукцию), которая пояснила, что цена на сырье (муку) в этом году достаточно высокая. И как далее она себя поведет — предсказать невозможно.  Но пока что изменения в стоимости зерна не настолько сильно влияют на стоимость готовой продукции, поэтому в ближайшее время увеличения цены на хлеб не прогнозируется.
Что ж, если мы едим хлеб, в составе которого хлеб — не главное, будем надеяться, что хотя бы цены на него не повысятся. Хотя данные Минэкономразвития края свидетельствуют: цены на хлеб медленно, но неуклонно растут.
Будем надеяться, что эмбарго на вывоз пшеницы объявлено не будет, а растущий курс доллара сыграет на руку ставропольским хозяйствам.

Владимир Ковалев, руководитель колхоза имени Николенко, Арзгирский район: «Этот год — благополучный для нас. Цены неплохие. В принципе, хороший год. Что же касается предложения увеличить предел для ведения экспортной пошлины (предложение Владимира Владимирова на совещании в Сочи. — Авт.), то нас никто особо учитывать не будет. Но если это произойдет,  будет лучше. Думаю, что в этом году проблем с реализацией зерна у нас не возникнет».

Сергей Иващенко, пресс-секретарь аграрного холдинга «АСБ»: «Урожай в этом году чуть хуже, но качество зерна немного лучше. Цена сейчас крутится около девяти тысяч за тонну продовольственной пшеницы, что очень даже неплохо. Рост доллара, в целом, на руку сельхозпроизводителям, так как они (если и не сами, то через посредников) выходят на зарубежные рынки. Низкий курс рубля экспортерам на руку. Санкции — тоже только на пользу: это шанс развить свои отрасли, заместив импорт. Да, импортная техника дорожает, запчасти тоже, но это покрывается ростом цен на зерно, да и наша техника есть вполне хорошая. Она в какой-то степени может стать альтернативой импорту».

Александр Обыдин, зам. генерального директора агрофирмы «Золотая Нива», Новоалександровский район: «Мы сейчас не занимаемся экспортом зерна, готовим комбикорм. Если у нас и есть какие-то объемы зерна, они торгуются на внутреннем рынке. Для нас этот год оказался хуже, чем предыдущий. Урожайность на наших полях была меньше. И влаги было меньше в почве в тот момент, когда она была нужна. Но качество зерна хорошее. В целом, у нас все нормально».