Юлия Зайкова
Автор

Краевой «ВОДОСКАНДАЛ»

Юлия Зайкова
Автор
29.04.2016

Скандальная драма с покупкой «Ставрополькрайводоканалом» 17-миллионного особняка, длившаяся почти год, завершилась возвратом роскошного дома прежней владелице. Однако конец ли это? В прокуратуру продолжают поступать жалобы от ставропольчан на плохую работу ресурсоснабжающей организации, а также на массовое увольнение сотрудников. В свою очередь, гендиректор краевого «Водоканала» Владимир Вдовин заявил, что сокращение численности филиалов и штата рабочих поможет предприятию сэкономить средства. О том, почему они не пожелали сэкономить на жилье для себя, Вдовин умолчал.

Кто, кто в теремочке живет?

Эта история началась в прошлом году, когда 24 марта «Ставрополькрайводоканал» приобрел жилой дом с земельным участком в государственную собственность Ставропольского края. Стоимость покупки составила ни много ни мало 17 миллионов рублей. Двухэтажный коттедж из красного кирпича на улице Туапсинской в городе Ставрополе общей площадью 213,1 кв. м с прилегающим участком в 10 соток планировали использовать «в качестве гостиницы для нужд предприятия». Как позже выяснят активисты Общероссийского народного фронта, в этом же районе можно было купить двухэтажный кирпичный дом площадью 284 кв. м и всего за 8,5 миллиона.

Активисты проекта ОНФ «За честные закупки» усомнились в законности приобретения и обратились к Генеральному прокурору России Юрию Чайке с просьбой провести проверку.

«Мы считаем, что должны быть наказаны чиновники и руководители высокого ранга, с чьего потакания такая сделка стала возможной. Коттедж был куплен не за частные деньги и не из собственного кармана, а за деньги бюджета. Учитывая то, что предприятие находится в «предбанкротном» состоянии, стыдно», – жестко высказалась по этому поводу сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева.

В то же время губернатор Ставрополья Владимир Владимиров инициировал проверку факта покупки дорогого особняка. Региональное Министерство имущественных отношений (которое и согласовало эту сделку 24 февраля 2015 года) 11 июня 2015 года провело проверку и установило нарушение в выборе способа данной закупки. По ее итогам руководитель «Ставрополькрайводоканала» Владимир Вдовин и сотрудник Минимущества были привлечены к дисциплинарной ответственности.

В результате прокурорской проверки отдел по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ по Ставрополью возбудил в отношении руководства «Водоканала» уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями. Наконец, 29 сентября Ленинский районный суд Ставрополя признал сделку по покупке особняка недействительной. Предыдущую владелицу дома обязали вернуть 17 миллионов, а предприятие будет вынуждено попрощаться с уютным двухэтажным особняком.

Как отметили в Следственном комитете, роскошную покупку позволило себе предприятие, которое находится в убыточном состоянии. Перед организацией стоит первоочередная задача по замене более 3 тысяч ветхих водопроводных сетей. Однако первоочередная она, видимо, только для жителей Ставропольского края, которые испытывают перебои с водоснабжением и получают некачественную воду.

Красиво жить не запретишь

Вторая часть нашего повествования будет изобиловать немыми сценами. Сцены эти разыгрывал не кто иной, как Владимир Вдовин – счастливо проживающий в купленном особняке и после того, как суд признал сделку недействительной. Как оказалось, купить-то дорогостоящий дом дело нехитрое, а вот вернуть его обратно не так уж просто. Во-первых, бывшая владелица явно не обрадовалась, что деньги придется вернуть, и даже подала апелляцию. Тем не менее, 19 января 2016 года решение суда было оставлено без изменения. А во-вторых, особняк так чудесно подходит для «нужд предприятия» и личных нужд Владимира Вдовина, что расставаться с ним гендиректор «Водоканала» не спешит. Срабатывает и типичное русское чиновничье «Авось пронесет! А вдруг забудут».

Но общественность забывать ничего не хотела. Люди устали от постоянного бездействия краевого «Водоканала», от высоких тарифов на воду, которая во многих населенных пунктах в летнее время подается по часам, от ее низкого качества, от того, что жителям не понятно, за что они платят деньги. Апогеем и символом всех этих бесчинств стал злосчастный двухэтажный особняк из красного кирпича с участком в 10 соток.

Пока чиновники ломают голову над тем, как вернуть деньги обратно в бюджет, в СМИ активно обсуждается выселение Вдовина из незаконно купленного дома. Сам руководитель «Водоканала» безмолвствует, кроме того, он продолжает ежемесячно получать 40 тысяч рублей, предусмотренные трудовым договором в качестве компенсации за аренду жилья. Собирается ли он покидать особняк или продолжит там жить, остается неизвестным.

Ситуацию держат на контроле активисты ОНФ, региональная прокуратура и правительство края. 7 апреля на заседании медиафорума ОНФ в Санкт-Петербурге ставропольская журналистка рассказывает об истории с особняком президенту Владимиру Путину. Глава государства обещает попросить Генпрокуратуру провести проверку.

Сразу после этих слов, как по взмаху волшебной палочки, ситуация начинает стремительно развиваться. СМИ пестрят заголовками, рассказывая людям о том, что взысканием денег с бывшей владелицы дома занялись судебные приставы. Уже 12 апреля управление Федеральной службы судебных приставов по Ставрополью информирует о том, что 17 миллионов возвращены в бюджет предприятия. В этот же день подписан акт передачи особняка его предыдущей владелице.

Явление народу

В конце апреля Владимир Вдовин неожиданно все же решает выйти к журналистам для открытого разговора. Глава «Ставрополькрайводоканала» заявляет, что тему с особняком теперь можно считать закрытой. «Этот дом использовался как гостиница. Помимо меня там жили и другие сотрудники нашего ГУПа», – рассказывает Вдовин.

Кроме того, он пояснил, что 17 миллионов, уплаченные за особняк, «Водоканал» получил не от основной своей деятельности, а от «прочей». Что таится за этим загадочным словом, рассказывает заместитель главы предприятия Андрей Колесников.

«Можно нести убытки по основной деятельности и при этом зарабатывать на прочей. Это ремонтные работы, разработка техдокументации, повторная пломбировка и другие сопутствующие услуги. Тратить полученные от прочей деятельности средства можно на социальные и производственные нужны», – цитирует Колесникова АиФ.

К каким нуждам – производственным или социальным – относится покупка 17-миллионного особняка, руководство «Водоканала» не поясняет.

Несмотря на слова Вдовина о том, что тема закрыта, активисты ОНФ так вовсе не считают. Как заявила Ольга Тимофеева, они намерены добиваться возвращения платы за услуги ЖКХ, а также налога на дом и 40 тысяч, которые глава предприятия получал, чтобы снимать квартиру. «Цинично в условиях, когда в стране нет денег, говорить о покупке особняков», – подчеркнула она.

Вся эта история парадоксальна тем, что «Ставрополькрайводоканал» действительно переживает не лучшие времена. Уже несколько лет предприятие находится в убытке, долги организации не раз обсуждались на совещании в правительстве края. В обществе начали говорить о том, что «Водоканал могут приватизировать». На одном из последних заседаний губернатор Ставрополья Владимир Владимиров опроверг все слухи о приватизации и поручил принять активные меры по погашению задолженности «Ставрополькрайводоканала».

«Это одно из немногих предприятий, которые принадлежат краю. А значит – жителям. Пока я являюсь губернатором Ставропольского края, я не дам никому лишить наших жителей системы водоснабжения», – подчеркнул глава края.

Кажется, что в спасении краевого «Водоканала» заинтересованы все, кроме его руководства. Хотя кое-какие меры по экономии средств им все же принимаются. Как рассказал журналистам Вдовин, предприятие сокращает численность филиалов с 16 до 11. За счет уменьшения штата и филиалов «Водоканал» планирует сэкономить 146 миллионов рублей в 2016 году. О том, что несколько десятков людей при этом остаются без работы, никто и не вспоминает.

Активная позиция общества в истории с «Водоканалом» все же дала свои плоды – деньги вернули. Недавно краевой штаб ОНФ объявил о том, что направил в прокуратуру десятки жалоб, поступивших от жителей Ставрополья. Так, жители села Татарка Шпаковского района жалуются на плохое качество воды. В Шпаковском, Кировском, Изобильненском, Георгиевском районах люди испытывают перебои с водоснабжением. Летом воду дают по несколько часов в ночное время суток. Из Михайловска и Светлограда поступают жалобы на высокие тарифы, кроме того, людям непонятно, как производятся начисления за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения.

Обратились в штаб ОНФ и сотрудники «Ставрополькрайводоканала», оставшиеся без работы. Например, в Георгиевске уволены 75 работников одного из филиалов предприятия.

Краевая прокуратура уже организовала масштабную проверку деятельности организации. Мы искренне надеемся, что ее результатом станет то, что краевой «Водоканал» наконец-то начнет работать для людей, а не для «нужд предприятия».

Очень хорошо по поводу этой ситуации высказался полпред Сергей Меликов на встрече с журналистами региональных и федеральных СМИ 13 апреля в Пятигорске:

«Пока мы не вправе давать какую-то оценку действиям этого чиновника. Конечно, это безобразные вещи, с ними надо бороться. На мой взгляд, было бы очень объективно и справедливо, если бы этот человек перестал быть чиновником, а стал соответствующим субъектом  либо уголовного дела, либо административного расследования. В любом случае, хочу сказать, что таких чиновников быть не должно. Многие люди, занимая чины, забывают, что их основная задача – работать ради тех людей, которые им эту должность доверили».