Владимир Князев
Автор

Илья Резник: «Мне со всеми комфортно, для кого органично созидание»

Владимир Князев
Автор
29.04.2016

Российский поэт-песенник, народный артист России Илья Резник посетил Кавказские Минеральные Воды. Собственному корреспонденту «Кавказ Сегодня» удалось вклиниться в плотный график мэтра советско-российской эстрады и поговорить с поэтом, актером и писателем о жизни и творчестве.

Илья Рахмиэлевич Резник родился 4 апреля 1938 года в Ленинграде в семье политических эмигрантов из Дании, приехавших в Советский Союз строить счастливое будущее в начале тридцатых годов. Детство поэта пришлось на трудные годы: он пережил голод в блокадном Ленинграде, эвакуацию на Урал по Дороге жизни. Именно с этого мы и начали свой разговор.
–‭ ‬Илья Рахмиэлевич,‭ ‬Вы‭ ‬– ‬ребенок блокадного Ленинграда,‭ ‬какие наиболее яркие впечатления того периода запомнились Вам‭?
–‭ ‬Я сдал в печать книгу‭ «‬Мое ленинградское детство‭»‬,‭ ‬где я‭ ‬описываю события того времени,‭ ‬эпизоды жизни.‭ ‬Мы жили в Ленинграде,‭ ‬на улице Восстания.‭ ‬На улице Рылеева был мой детский садик,‭ ‬и когда звучал сигнал воздушной тревоги,‭ ‬мы прятались под столы,‭ ‬залезали в шкафчики,‭ ‬а потом нас вели уже в бомбоубежище.‭ ‬Однажды бабушка пришла за мной.‭ ‬Была зима.‭ ‬Она дала мне кусочек хлеба.‭ ‬Я на ходу стал жевать этот хлеб.‭ ‬Крошечка упала,‭ ‬я стал ее‭ ‬искать в снегу.‭ ‬Бабушка сказала:‭ «‬Идем-идем.‭ ‬У нас дома есть еще,‭ ‬а этот пусть воробушки съедят‭»‬.‭

Потом была эвакуация в Свердловск.‭ ‬Это уже‭ ‬1943-1944‭ ‬годы.‭ ‬Мы жили на мельнице.‭ ‬Там же был детский сад.‭ ‬Из ярких впечатлений... Я был влюблен в детском саду в красивую девочку в платьице с пышным жабо и в нашу воспитательницу.‭ ‬Помню еще матросский танец.‭ ‬Это было мое первое выступление в детском саду...
– ‬Не это ли натолкнуло Вас на мысль стать адмиралом‭?

– Я хотел поступить в Нахимовское училище.‭ ‬Был такой фильм‭ «‬Счастливого плавания‭»‬ (напевает‭) «‬...Просто голубой,‭ ‬земля за кормой...‭»‬.‭ ‬Во-вторых,‭ ‬форма красивая была,‭ ‬романтика,‭ ‬брюки клеш,‭ ‬бескозырка...‭ ‬Но не было набора.‭ ‬Сейчас ‬даже не знаю,‭ ‬какой бы из меня моряк получился...
–‭ ‬Все-таки творческая часть натуры взяла верх...
– Нет, тяга к творчеству возникла гораздо позднее.‭ ‬Сначала был ленинградский дворец пионеров с многочисленными кружками.‭ ‬Дворец культуры им.‭ ‬Горького,‭ ‬где я играл Феликса Дзержинского в‭ «‬Кремлевских курантах‭»‬.
–‭ ‬Вы четыре раза поступали на актерский факультет.‭ ‬Очень хотелось стать актером‭?
–‭ ‬Нет.‭ ‬Просто был кураж.‭ ‬Потому что после школы я вообще не знал, куда поступать.‭ ‬Получилось так,‭ ‬что мой приятель подал документы в театральное училище и позвал меня с собой за компанию.‭ ‬Там какой-то ассистент спросил:‭ «‬А вы будете что-нибудь читать‭?». А что читать‭? «‬Вы басню знаете какую-нибудь‭?» Я говорю:‭ «‬Знаю –‭ «‬Ворона и лисица‭». Прочитал. В‬ошел в десятку лучших.‭ ‬Но мне сказали:‭ «‬Нет.‭ ‬На следующий год.‭ ‬Вы еще не готовы‭».‬ А я и не хотел поступать.‭ ‬Но‭ ‬на следующий год ‬как-то...‭ ‬Понравились мне эти абитуриенты.‭ ‬Двадцать пять мест было,‭ ‬а желающих поступить в Ленинградский театральный институт две с половиной тысячи.‭ ‬Параллельно я занимался в Техническом училище при металлическом заводе, где‭ ‬работал электриком.‭ ‬Потом старшим препаратором на кафедре микробиологии в Первом медицинском институте.‭ ‬И там в хоре пел.‭

Потом я уже был рабочим‭ ‬сцены при ансамбле «Водевиль».‭ ‬Мы с одним актером подрабатывали. После каждого концерта‭ ‬на пятый этаж таскали огромные ящики с декорациями,‭ ‬атрибутами.‭ ‬Это ужас был‭…‬ Причем за копейки.‭ За месяц т‬ридцать рублей заработали. Я бабушке тогда халатик купил.‭

Как бы там ни было, четвертая попытка поступить на актерский стала успешной.‭ ‬Я поверил в себя, когда снимался в маленьком эпизоде‭ «‬Загадка Н.Ф.И.‭»‬ Ираклия Андроникова. Тогда я попросил Ираклия Луарсабовича меня послушать в плане актерского мастерства. Он согласился. Пять часов мы с ним беседовали.‭ ‬Он мне рассказывал про Соллертинского,‭ ‬про композиторов, дирижеров,‭ ‬а я читал ему Скифов,‭ ‬Толстого...‭ В конце концов ‬он сказал:‭ ‬«Вас примут.‭ ‬Вас просто примут‭»‬.‭ ‬И меня приняли.‭ ‬С той поры каждый год,‭ ‬когда в‭ ‬филармонии Андроников читал рассказы,‭ ‬я туда приходил и слушал его.‭ ‬После концертов я приходил к нему в закулисье, где постоянно была толпа народа,‭ ‬и махал издали.‭ ‬А он всегда говорил:‭ «‬Ну, все в порядке?‭ ‬Я же говорил,‭ ‬что все будет в порядке.».‬ Такое наше общение продолжалось в течение нескольких лет.
–‭ ‬Первая Ваша известная песня‭ ‬– «Золушка»,‭ 19‬69‭ ‬год.‭ ‬Были до этого пробы пера‭?
–‭ ‬Были.‭ ‬Были песни для спектаклей театра Комиссаржевской,‭ ‬к пьесам Нодара Думбадзе:‭ «‬Не беспокойся,‭ ‬мама‭»‬,‭ «‬Если бы небо было зеркалом‭»‬.‭ ‬Мы с Нодаром Владимировичем дружили,‭ ‬как молодой актер может дружить с драматургом.‭ ‬В хороших были отношениях.
– А «Золушку» Вы для‭ Людмилы ‬Сенчиной специально писали‭?

–‭ ‬Нет-нет.‭ ‬Это тоже для театра.‭ ‬Песня родилась с оперой,‭ ‬родилась в театре.‭ ‬Игорь Цветков‭ –‭ ‬композитор,‭ ‬который писал музыку к первой главе исторической пьесы о Наполеоне,‭ ‬где я играл роль‭ ‬комиссара французской революции, как-то между репетициями спросил:‭ «‬Илья,‭ ‬у тебя есть для меня какие-нибудь стихи ‬для песни‭?»‬ ‭«‬Вот сегодня ночью написал‭ ‬– «‬Сон в летнюю ночь‭», – отвечаю‬.‭ ‬И отдал ему стихи.‭

На следующий день он звонит и говорит:‭ «‬Послушай‭».‬ И я слышу,‭ ‬как‭ ‬в кукольном театре ‬у рояля собрались актеры-кукольники и поют хором мне по телефону.‭ ‬Я, конечно, был счастлив‭ ‬и‭ ‬сказал,‭ ‬что это будет не‭ «‬Сон в летнюю ночь‭», как у Шекспира‬,‭ ‬а моя‭ «‬Золушка‭»‬.‭

Анатолий Бадхен‭ ‬– главный дирижер Эстрадного симфонического Ленинградского оркестра – поручил ее спеть Таисии Калинченко.‭ ‬И Тасенька тоненьким голоском,‭ ‬очень красиво,‭ ‬пела эту песню...‭ ‬Но,‭ ‬на счастье Людочки Сенчиной,‭ ‬Тася забеременела.‭ ‬И Бадхен передал песню Сенчиной. Поначалу Люда отказывалась от предложения. Считала песню детской.‭ ‬Но,‭ ‬в конце концов,‭ ‬волевым усилием,‭ ‬так сказать,‭ ‬Бадхен заставил ее петь.
– Вы человек широкого, если можно так выразиться, творческого диапазона. Какое направление Вам наиболее импонирует?
– Сложно определить.‭ Пожалуй, все в примерно равных пропорциях. Например, в 19‬69 году в Риге стотысячным тиражом у меня вышла детская книга‭ «‬Тяпа не хочет‭ ‬быть клоуном‭»‬.‭ ‬Потом в основном,‭ ‬конечно,‭ ‬пошло музыкальное творчество,‭ ‬потому что в театральный институт пришел Саша Городницкий‭ ‬–‭ ‬наш великий бард.‭ ‬И я ходил на его вечера классики и пел:‭ «‬Палаточные города‭»‬,‭ «‬Кожаные куртки‭»‬,‭ «‬Атланты‭»‬,‭ «‬Снег-снег‭»‬.‭ ‬В архиве ленинградского радио до сих пор лежат эти записи.‭ ‬Ну и постепенно попал в ленинградский клуб‭ «‬Восток‭». А‬ там – Полоскин,‭ ‬Клячкин,‭ ‬Вихорев,‭ ‬Никитин,‭ ‬Визбор,‭ ‬да и кого только не было... Ну вот и я с Городницким.‭ ‬Поэтому сам стал сочинять.‭ ‬Шаг за шагом,‭ ‬как говорится.
– Вы работали с разными исполнителями. С кем было комфортнее всего‭?
–‭ ‬Мне со всеми комфортно...‭ Н‬о,‭ ‬конечно,‭ ‬семьдесят одна песня для Аллы Борисовны‭ ‬— это показатель.‭ ‬С Аллой,‭ ‬с Паулсом,‭ ‬как с композитором,‭ ‬с Шаинским‭…‬ С ними,‭ ‬конечно,‭ ‬самый интересный был период. Период‭ ‬счастливых песен,‭ ‬нашего куража,‭ ‬поездок в Питер,‭ ‬Ригу,‭ ‬Москву‭…‬ Поэтому и результат был такой.‭ Мы‬ очень хорошо понимали друг друга.‭

–‭ ‬Что дает Вам импульс для создания произведений‭?    ‬      
–‭ ‬Никакого импульса нет.‭ ‬Вы знаете,‭ ‬просто ‬есть люди,‭ ‬которые понимают друг друга,‭ ‬для которых органично созидание.‭ ‬Кажется,‭ ‬Губерман очень хорошо сказал:‭ «‬Талант сочиняет потея,‭ ‬а гений ворует у бога‭»‬.‭ ‬Я не понимаю,‭ ‬когда говорят,‭ ‬что три месяца работали над одним стихотворением,‭ ‬горевали,‭ ‬мучились, переставляя буковки,‭ ‬делая переносы и прочее,‭ ‬и прочее...‭ ‬У меня отбор внутри‭ ‬происходит,‭ ‬я для потомков не черкаю в черновиках.‭ ‬Чтобы потом не говорили,‭ ‬что он две страницы истратил, чтобы написать четыре строчки:‭
Хвали меня за каждую удачу.‭
Хвали,‭ ‬мне говори слова любви.‭
Хвали меня,‭ ‬а если я заплачу‭…‬
Меня за слезы тоже похвали‭!‬

Вот, семьсот пятьдесят четверостиший написал‭ ‬на одном дыхании,‭ ‬двухтомник у меня вышел. И‭ ‬ни за одно не стыдно...
– Если представить,‭ ‬что творчество‭ ‬– это Ваша работа,‭ ‬то какое у Вас хобби‭? ‬Чем Вы увлекаетесь‭?
–‭ Мое х‬обби‭ ‬–‭ ‬разные жанры.‭ ‬Потому что если я устаю от одного жанра,‭ ‬то перехожу к другому.‭ ‬Если я пишу сонеты,‭ ‬то потом работаю над детскими книгами.‭ ‬Сейчас‭ ‬вот‭ ‬сборник басен вышел,‭ ‬в двух изданиях.‭ Первое – ‬немного карикатурное,‭ ‬Владимира Мочалова,‭ ‬бывшего главного художника‭ «‬Крокодила‭». Он же его‬ оформил и написал предисловие.‭ ‬А второе мой друг выпустил,‭ ‬как подарок.‭
– Как часто Вы бываете на Кавказе‭? ‬Замечаете ли Вы какие-либо изменения в обществе,‭ ‬в жизни‭?
–‭ ‬Я посетил Дагестан буквально в начале апреля.‭ ‬У меня был концерт в Русском театре.‭ ‬Там были‭ ‬министр культуры республики,‭ ‬мэр Махачкалы‭…‬ Рамазан Абдулатипов мне часы в подарок прислал.‭ О‬чень тепло меня приняли.‭ ‬И‭ ‬что‭ ‬удивительно,‭ ‬после‭ ‬концерта,‭ ‬когда уже вышла министр культуры,‭ ‬подарила цветы,‭ ‬сказала:‭ ‬«Видите‭?‬ Семьсот человек сидит‭ ‬в зале,‭ ‬и никто не уходит‭»‬.‭ ‬А все уже закончилось.‭ ‬Я говорю:‭ ‬«Ну давайте тогда все, ‬кто задавал вопросы, выходите на сцену за книгами‭».‬ Все как рванули‭…‬ Это приятно.‭
–‭ ‬А где еще успели побывать?‭
–‭ ‬В Чечню я приезжал в 2000 году. У меня был концерт в Ханкале.‭ ‬Совсем недавно мы с Еленой Воробей вспоминали,‭ ‬как‭ ‬тогда‭ ‬группу собирали.‭ Многие должны были ехать, но ‬постепенно все‭ ‬«осеялись‭»‬. Последним «откололся» Юрий Антонов,‭ ‬который якобы заболел в день отлета. Вот мы с Леной Воробей вдвоем и полетели.‭ Сейчас, я знаю, там очень спокойно, потому что проводится умная политика.
–‭ ‬Кстати о политике.‭ ‬Я слышал, Вы знакомы с Ольгой Казаковой, депутатом Государственной Думы, нашей землячкой. Что Вы можете сказать о ней‭?

–‭ ‬Ну а как же‭…‬ Она человек с колоссальной энергией,‭ ‬очень современный,‭ ‬обаятельный.‭ ‬Радеет за дела молодежи,‭ ‬за культуру.‭ ‬Программа у нее молодежно-культурная.‭ ‬И когда я проводил какие-то благотворительные мероприятия, она тоже участвовала.‭

Каждый год я провожу в Кремле патриотическую программу‭ ‬«Служить России‭». ‬Со мной всегда работают‭ ‬«Самоцветы‭»‬,‭ ‬Диана Гурцкая,‭ ‬Людочка Сенчина,‭ ‬Сосо Павлиашвилли‭… Ш‬есть тысяч бесплатных билетов раздаем ветеранам,‭ ‬курсантам,‭ ‬детдомовцам.‭ ‬На спонсорские деньги я выпускаю шесть тысяч книг,‭ ‬или сборники стихов,‭ ‬или вот книга –‭ ‬«Ностальгия‭ ‬по России‭»‬.‭

Что касается патриотических песен, то‭ ‬их очень много.‭ ‬Огромный репертуар Ансамбля внутренних войск.‭ ‬Это и‭ ‬«Рабочие войны‭»‬,‭ ‬и‭ ‬«Не отвлекайся от страны‭»‬,‭ ‬это‭ ‬«Тревожный вальс‭», ‬«Служить России‭»‬,‭ ‬которая стала гимном армии. На‭ ‬Красной‭ ‬площади во время парада она звучит всегда.‭ ‬Гимн Совета безопасности,‭ ‬прокуратуры... Да много еще чего. ‭
–‭ ‬Есть ли у Вас какой-то церемониал создания произведений? Допустим, обязательная чашка кофе, машинка «Ундервуд», дубовый стол у окна и т.д.‭
–‭ ‬У всех по-разному,‭ ‬кто-то садится за стол стихи писать.‭ Но к‬ак можно сесть и писать за столом стихи? Я не представляю.‭ ‬Можно переписать,‭ ‬можно редактировать,‭ ‬но вот так сесть и на машинке печатать.‭ ‬На всем, чем угодно, пишешь,‭ ‬на том, что попадется под руку.‭ ‬На салфетках,‭ ‬например.‭ ‬У меня даже‭ ‬есть‭ ‬целая книга‭ – «‬Салфетжио».‭ ‬С импровизациями,‭ ‬посвящениями,‭ ‬эпиграммами.‭ ‬Я даже в типографии‭ ‬дорисовывал посвящение Ансамблю внутренних войск. Там же писал и добавлял.‭ ‬Импровизации,‭ ‬иронические стихи – они вообще имеют право на жизнь.‭ ‬Они тоже несут свою определенную ценность.
Большое спасибо за интервью, Илья Рахмиэлевич. Желаю Вам дальнейших творческих успехов и полного аншлага в залах.
– И вам спасибо. Пусть ваш портал «Кавказ Сегодня» продолжает нести людям разумное, доброе, вечное (улыбается)