Сергей Юсупов
Автор

Северный Кавказ: системный сдвиг

Сергей Юсупов
Автор
24.04.2016

Совсем недавно, будучи в командировке в праздничном Магасе (столица Ингушетии с воодушевлением отмечала День города), мы случайно натолкнулись на кудряво-рыжую личность, которую невозможно спутать ни с кем. Известнейший блогер Илья Варламов с прической а-ля Анжела Дэвис флегматично бродил по широкому магасскому проспекту с фотоаппаратом наперевес. Видимого ажиотажа его присутствие здесь не вызвало, но и не осталось незамеченным. Ингуши, кстати, как и большинство кавказцев, – народ сдержанный и деликатный. Вопреки расхожему мнению, здесь считают, что нарушать личное пространство гостя – не комильфо.

Однако позже от одного из чиновников мы все же выслушали опаску по поводу будущих творений знаменитого блогера: что, мол, он потом напишет? Недавно Омск пропесочил – мама не горюй! А раньше даже в благоустроенном Грозном недостатки нарыл. Правда, Рамзан Ахматович потом еще и спасибо сказал Варламову за справедливую критику. А серия постов Ильи вообще стала поводом для совещания в мэрии чеченской столицы.

В итоге, ничего страшного для мэрии ингушской столицы не произошло. Варламов хоть и острый журналист, но, как крепкий профессионал, всегда достаточно объективен. Рассказ о Магасе получился сдержанным, теплым, доброжелательным. И вообще – в нем было больше хороших фотографий, чем слов.

Поразило другое: нескрываемое разочарование набежавших сетевых троллей, которые ожидали разгрома, жаждали скандала, предвкушали повод для вброса очередных провокаций…

Позже, когда данный материал уже вышел в свет, репортаж Ильи Варламова о недостатках в благоустройстве Магаса все же появился в его блоге. Но, будем объективны, совсем не злой. Скорее - конструктивный. Все - по делу, конкретные идеи, предложения... Ну и немножко придирок, конечно. Не очень много... Для троллинга повода нет, больше - для нормальной работы.    

ПРОТУХШИЕ ЛОЗУНГИ В МУТНОЙ ВОДЕ

Что вообще происходит на Северном Кавказе? Сейчас это выяснить совершенно не трудно: объективных информационных ресурсов, освещающих жизнь региона, предостаточно. Подобная открытость уже давно стала нормой, которую активно поощряют не только большинство представителей региональных властей, но и федеральные структуры. Как, например, показывают частые встречи журналистов с полпредом Сергеем Меликовым, речь на них вообще не имеет никаких ограничений – ни по темам, ни по времени. Откровенность власти настолько высока, что фактически не оставляет места для домыслов и пересудов. И, видимо, кого-то это категорически не устраивает. «Мутной воды» им, видите ли, не хватает…

Свежий пример последних дней: блогосфера, наполненная сообщениями о текущих «страшных» событиях в дагестанском Буйнакске, где якобы правоохранители «ломают» мирных граждан, вышедших на несанкционированный митинг. Не хочется повторять всю чушь, которая сопровождала выложенные в сети вполне конкретные снимки представителей силовых структур на центральной площади Буйнакска.

Начинаем проверять факты. Местные жители по телефону отвечают: ерунда, ничего чрезвычайного не происходит. Но скопление полиции в центре города действительно есть. Связываемся со своим источником в правоохранительных структурах. Источник сообщает со ссылкой на пресс-службу МВД (и сам же эту официальную информацию подтверждает): на площади в Буйнакске проводились учения по охране общественного порядка, митингов и несанкционированных выступлений гражданского населения не было. Никто никого не «ломал» и не арестовывал…

Все просто, как песня: элементарная провокация. Да, действительно, местные функционеры наворотили в Буйнакске столько, что разбирательства здесь по поводу легитимности прошлой, настоящей и будущей муниципальной власти продолжаются не первый месяц. Плохо ли это? Да уж, ничего хорошего. Однако процесс идет, и законное разрешение ситуации неминуемо. Главное, как бы ни был труден путь, он должен быть правовым и цивилизованным, следовательно – мирным.

Но всех ли устраивает мирный путь? Увы, не всех. Вот и выдается желаемое за действительное.

Былые лозунги так называемых «русских патриотов» (на поверку оказывается, что идейные вдохновители этих самых «патриотов» не то что к русскому, но и к российскому народу никакого отношения не имеют) – отвратительны. «Хватит кормить Кавказ!», «Зачем Кавказ России?» «Кавказ – рассадник терроризма» – все эти слоганы давно потеряли даже приблизительное правдоподобие и провокационную актуальность.

Кавказ давно и успешно научился кормить не только себя, но и делиться высококачественной продукцией с другими регионами. Безусловный промышленный, сельскохозяйственный и туристический потенциал СКФО напрочь дезавуировал вопрос о «полезности» Кавказа для России. А уж с терроризмом здесь борются так, что даже представители израильских спецслужб, которые считаются лучшими в мире, признают высочайший профессионализм российских силовиков.

Не «прокатило», как говорится. Патриотизм жителей Кавказа, их никогда не иссякавшая интеграционная активность в общероссийском пространстве, компетентность и готовность бороться с негативом на собственной территории камня на камне не оставили от протухших «лозунгов».

Но теперь тактика поменялась. Используя в качестве инфоповода реально имеющиеся недостатки, «новые патриоты» упорно пытаются ассоциировать их с региональной и федеральной политикой. Воров и взяточников (коих полно не только в любом регионе, но и в любой стране) – с действующей властью. Эффективную борьбу с терроризмом и экстремизмом – как доказательство либо нестабильности округа, либо произвола силовиков.

Примечательно то, что подлинные факты трактуются в совершенно извращенном виде. Это и называется «полуправдой», которая, как известно, порочнее любой лжи.       

Казалось бы: ну и зачем обращать внимание на каждый чих и псевдоаналитический выхлоп в так называемой «правозащитной и свободной» прессе, финансируемой фондами-грантоедами? Пресловутый собачий лай не помешает каравану неминуемо идти к своей цели. Кому что доказывать и перед кем оправдываться? Есть конкретные цифры и факты, которые сильнее любых аргументов.

Но существуют и принципиальные вопросы, о которых все же следует поговорить, чтобы реально понимать, что в действительности происходит в нашем федеральном округе.

 

СИСТЕМУ СИСТЕМОЙ ВЫШИБАЮТ

То, что на Северном Кавказе серьезные  проблемы существовали на протяжении многих лет, отрицать глупо и вредно. Десятилетиями складывались коррупционные схемы, полу- и полностью криминальные кланы, стойкая основа для идеологических террористических катаклизмов. Это и привело фактически к тому, что данная территория превратилась в очаг политической нестабильности, правового и экономического коллапса.

Подчеркнем: это была не какая-то спонтанная, хаотическая, рефлектирующая на текущие события ситуация. Это была система – порочная, неправомерная, но по-своему стабильная и живучая. Ее создавали под себя многие из тех, кто сейчас благополучно мимикрировал под новые веяния. И наивно было бы полагать, что «бывшие» так легко отдадут свои позиции.

Вызов существующему положению дел был сделан с самых верхов. И создание Северо-Кавказского федерального округа означало акцент именно на проблемах регионов, которые вошли в его состав. Первый полпред в ранге вице-премьера Александр Хлопонин камня на камне не оставил от скептических ожиданий: округ превратился в стабильную, предсказуемую, динамично развивающуюся территорию, на которой реализуется множество столь серьезных и ответственных проектов, о которых буквально несколько лет назад и речи быть не могло! Об этом столько писалось – со всеми цифрами и выкладками, – что повторять просто нет необходимости.

Возникает простой вопрос: почему Хлопонину это удалось? Ответ не более сложен: потому что существующей системе «понятий» была противопоставлена основанная на действующем законодательстве система политической и экономической целесообразности.

Новый полпред Сергей Меликов продемонстрировал преемственность курсу своего предшественника, внеся в него определенные коррективы. Это было продолжение системной работы, основанной на новых реалиях. Она стала более точечной, ювелирной, предметной. Кроме того, аппарат полномочного представителя Президента России сосредоточился на общественно-политической и правоохранительной сфере, в соответствии с новой административной структурой округа, в которую вошли курирующий территорию вице-премьер, полпредство и профильное министерство.

Дало ли это эффект? Безусловно. И примеры мы приведем ниже.

Решило ли это все проблемы Северного Кавказа? Нет. И не могло полностью решить. Совершенство, как известно, не конечная цель, а вектор.     

Да, ситуация меняется не сразу. А никто и не говорил, что будет легко. Она и создавалась не один год и даже не одну десятилетку. Но отрицать, что одна система не переломила другую, – просто глупо. Либо утверждающий подобное имеет иные цели, кроме как отразить объективную картину происходящего.

 

СТАЛО ЛИ СПОКОЙНЕЕ В СКФО?

Рассмотрим все вышесказанное на конкретном примере. Энный ресурс, претендующий на звание «объективного, беспристрастного и правдивого», утверждает, что нет, не стало. Делает он это в материале одного из своих авторов уже в одном из тематических заголовков: «Экстремизм и коррупция набирают ход».

При этом имеется в виду совсем не то, о чем вы подумали. Речь идет о том (и тут же автор сей факт озвучивает), что в последнее время дел антикоррупционной и антиэкстремистской направленности в СКФО возбуждено намного больше.

Вдумайтесь! Между активизацией борьбы с коррупцией и экстремизмом и активизацией коррупции и экстремизма на Северном Кавказе автор ставит знак равенства. Как вам такая логика?

С аналогичным успехом улучшение диагностики, скажем, раковых заболеваний можно выдавать за рост числа этих самых заболеваний. То есть, люди, у которых онкодиагноз не поставлен, умерли вроде бы и не от рака. А давайте тогда не будем выявлять эти заболевания! Добьемся отличной статистики по этому показателю.

И здесь та же самая методика. При этом творец «аналитического материала», нимало не смущаясь, нарекает активизацию борьбы с терроризмом «новым всплеском экстремизма на Северном Кавказе». Игнорируется также системность, плановость, адресность проводящихся операций, при которых риск для гражданского населения сведен к минимуму.

Между тем, на встрече с журналистами, которая прошла в прошлом месяце, полпред Сергей Меликов привел официальную статистику, которая полностью подтверждает позитивную динамику в данной сфере.

Так, в 2003 году в границах существующего СКФО было совершено 1232 преступления террористической направленности. Боестолкновений – 222, подрывы – 709, обстрелы – 523. Погибло сотрудников органов правопорядка – 373 человека, ранено – 1120 человек. В 2004 году число пострадавших граждан среди мирного населения составило 1031 человек. Из них 350 – погибшие.

В 2010 году преступлений террористической направленности на Северном Кавказе было совершено 663. Потери силовиков – 918 человек (256 убитых), гражданских лиц – 639 человек (146 погибших).

В 2015 году преступлений террористической направленности было совершено 41, пострадало сотрудников правоохранительных органов – 76, гражданских лиц – 31.

Это все – официальные данные. Да, по цифрам они отличаются от того, что приводит вышеупомянутый автор, ссылающийся на иной источник. Противоречия никакого нет, есть разные оценочные критерии при подсчете статистики различными ведомствами. Однако при этом не заметить позитивной динамики по годам и объявить существующую ситуацию «новым всплеском экстремизма» – это явная предвзятость.

Точно так же и с коррупцией. Журналист признает активизацию на Северном Кавказе борьбы с ней и тут же объявляет эту работу неэффективной на основании того, что коррупционеров «меньше сажают». При этом, в соответствии с внутренней логикой текста, в данной ситуации виновато именно… полпредство, которое и активизировало эту работу. Прямо «сказка про белого бычка» получается!

Кстати, в соответствии с действующим законодательством никто не имеет права вмешиваться в деятельность судебных органов. И работа этих самых органов – отдельная тема, которую не корректно соотносить с работой аппарата полпредства.

Опять же, если пользоваться подобной логикой, то эффективность работы измеряется меньшим числом выявленных негативных явлений. То есть, меньше выявишь – лучше работаешь? Таким образом, возвращаясь к медицинским аналогиям, неисправный аппарат МРТ больше способствует улучшению ситуации в здравоохранении, чем исправный? Лихо, однако.  

 

НЕ ВИДЕТЬ И НЕ ЖЕЛАТЬ ВИДЕТЬ – РАЗНЫЕ ВЕЩИ

Интересно, как некоторые вещи освещаются отдельными авторами.

Скажем, юбилей Дербента. Похвалить усилия полпредства в деле организации этого грандиозного мероприятия и тут же утверждать, что после юбилейных торжеств ничего не делается, – верх необъективности.

Во-первых, игнорируется тот факт, что именно по инициативе полпреда мероприятия по восстановлению инфраструктуры Дербента были продлены до 2018 года. Во-вторых, утверждается, что вся эта деятельность сейчас чуть ли не свернута.

Кто бывал в Дербенте до и после юбилея, может легко почувствовать разницу между «было» и «стало», воочию убедиться, сколько уже сделано, что сейчас делается и что запланировано на ближайшую перспективу.

Ладно, чиновники переживут. Но какой же это плевок в души рядовых дербентцев, которые своими руками чистили, украшали и благоустраивали собственный город, не жалея сил и времени! И сегодня продолжают выходить на субботники, чтобы поддерживать усилия властей по преображению древнейшего города России.   

Нет возможности поехать и убедиться в этом самолично? Тогда достаточно прочесть хотя бы материалы, опубликованные на портале «Кавказ Сегодня». В частности,  интервью с мэром Дербента Маликом Баглиевым, в котором он подробно касается не только упомянутого строительства городской набережной, но и вопросов ЖКХ, социальной инфраструктуры, благоустройства города и много чего другого. Все это описано предметно и доходчиво. Нет желания прочесть или приведенные цифры вызывают недоверие? В таком случае, где контраргументы, где свои собственные цифры, доказательства?

Доказательств не приводится, зато приводится убойный «аргумент»: что предложение изобразить Дербент на купюре в 2000 рублей «требует едва ли не столько же энергии, как строительство объектов к юбилею».

Ну не угодно ли? Интересно бы узнать, в чем и как автор измерял энергию, затраченную, по мнению автора, на инициативу размещения Дербента на купюрах. Экономисты и социологи были бы в восторге.

Алгоритм действия подобной «аналитики» прост и достаточно эффективен: сначала похвалить (для придания тексту признаков объективности), затем объявить все, за что похвалил, неэффективным (по-видимому, главная цель текста), не утруждая себя особыми доказательствами.

Ну, у каждого «аналитика» свои задачи. Если была задача убедить всю страну в том, что Дагестан – опасная, некомфортная, насквозь коррумпированная и неэффективная территория, где «ничего не делается» и «все разворовывается», – что ж, автор преуспел. Но зачем?

Никакую борьбу с недостатками нельзя оправдать искажениями и передергиванием фактов.  

 

О ХОТЕЛКАХ И КРИЧАЛКАХ

Долги по электроэнергии, судьба Кисловодского курортного парка… Нет смысла повторяться, критическая аргументация все та же. «Полпреда на всех не хватило», дела плохи… Гипс снимают, клиент уезжает… Шеф, все пропало!

Да ладно бы с «энным ресурсом» и позицией конкретного автора. Право каждого журналиста – считать так, как он считает, и высказывать свою личную точку зрения. Однако читателю полезно понимать, что не каждая позиция автора основана на объективных показателях и не каждая его цель соотносится с объективным стремлением улучшить реальное положение дел. Во всяком случае, в рассматриваемом материале такое стремление заметить не удалось.

Есть еще один аспект, который вносит определенные коррективы в понимание сложившейся ситуации. Объективно страна, в силу известных геополитических событий, испытывает весьма ощутимые финансовые трудности. Разумеется, это вносит изменения в сроки и объемы выполнения конкретных целевых программ. Не понимать и не учитывать это, рассуждая о планах и их реализации в текущих условиях, не делает честь никому.

Да, финансовые трудности есть. И будут еще продолжаться. К сожалению. Нам не привыкать, справимся. Нравится кому-то или нет, – справимся.

Важнее всего, что главное на Северном Кавказе уже создано: стойкая система борьбы с негативом и алгоритм достижения конструктивных результатов.

Грубовато звучит, но все это можно «пощупать»: строятся школы и больницы, предприятия и спортивные комплексы, жилые дома и новые предприятия, создаются новые рабочие места. Разве этого нет в реальности? Или глаза у кого-то ослепли?

Разве не ушли в прошлое те времена, когда в отдельные республики даже заезжать было страшно, не то, что отдыхать? Разве можно было представить, что получают реальные сроки совершившие преступления мэры столиц республик и вице-премьеры регионов? Разве были настолько открытыми представители региональных и федеральных властей? Разве имелось столько возможностей у творческой, активной, талантливой молодежи?

Перечислять можно долго. Как и можно признать: да, хотелось бы быстрее, лучше, больше, качественнее. Да, есть еще взяточники и воры, по которым тюрьма плачет. Да, есть бандиты и террористы, которым доблестно противостоят наши силовики, иногда ценой собственной жизни. Да, есть еще социальные проблемы. Но есть и реальные успехи, результаты в преодолении всего, что мешает нам жить.   

Важно понимать: когда «хотелки» превращаются в пустопорожние обличительные «кричалки», то это не способствует достижению позитивного результата.

Стремящийся к добру не станет лгать. А ложь во благо, приносящая вред, – это просто ложь. Никакими «светлыми стремлениями» ее не объяснить.

Впрочем, как показывает жизненный опыт, достижение позитивных целей интересует далеко не всех. Кто-то стремится и к негативному результату.