Муса Мусаев
Автор

Перезагрузка выборов c «фронтальным» подходом

Муса Мусаев
Автор
12.04.2016

В своем послании Народному собранию глава Дагестана Рамазан Абдулатипов отметил, что на новые выборы партии и кандидаты должны идти с конкретными, реальными проектами по каждому району, городу, республике в целом.

«…Выдвигать важно авторитетных людей, способных работать на народ, на государство. Это касается и кандидатов в депутаты Государственной Думы. Для всех партий и кандидатов надо обеспечивать равные возможности, но мы не позволим никому расшатывать ситуацию в республике. Наша общая задача – мобилизовать народ и самим мобилизоваться на созидательные дела...»

– подчеркнул глава региона.

В этой связи следует понять, каким политическим силам предстоит выполнять столь важные задачи. И многие эксперты резонно не сомневаются, что на предстоящих выборах в регионе «Единая Россия» получит свои традиционные (плюс-минус) 70% голосов. Другие же партии поделят между собой оставшиеся проценты. Но ни для кого не секрет, что в республике единороссам серьезно сопутствует административный ресурс. А вот эффективность работы многих глав городов и районов Дагестана, которые все без исключения принадлежат к партии власти, вызывает существенные сомнения.

Беда в том, что провалы в работе отдельных чиновников подрывают доверие не только к самой партии, но и к выборам в целом. Главная ответственность за работу законодательных органов власти также ложится на дагестанских единороссов. В Государственной Думе их от Дагестана – девять из десяти, а в Народном собрании – треть (62 из 92), что позволяет принять любой республиканский закон без согласования с другими партиями.

Накануне прошлогодних муниципальных выборов в РД из Москвы поступил недвусмысленный сигнал: не вмешиваться в выборы, не использовать силовые и административные ресурсы. Об этом, подводя итоги муниципальных выборов, говорили на сессии Народного собрания.

В итоге, не имеющие опыта политической борьбы «Родина» и «Партия ветеранов России» всерьез потеснили позиции политических «тяжеловесов». Так, «Родина» в некоторых районах заняла второе место, а «Ветераны» получили почти 70% на выборах депутатов Буйнакского городского собрания. 

«Если минимизировать административный ресурс, разрыв между партией власти и остальными партиями может значительно сократиться»,

– высказал свое мнение по этому поводу руководитель отделения «Справедливой России» по Казбековскому району Гаирби Гаирбиев

Каковы же перспективы в данном контексте думских выборов 2016 года?

Напомним, в нынешнем году федеральный центр предпринял ряд серьезных шагов, направленных на обновление власти. Страна вернулась к смешанной системе выборов депутатов Государственной Думы. Половина депутатов будет избрана в одномандатных округах. Сменился и председатель ЦИК. Все эти меры должны повысить доверие к выборам, дать возможность прийти к власти новым людям.

В условиях существования реальной монополии одной партии особую значимость приобретает внутрипартийное голосование. Чтобы не растерять число своих сторонников, высшее руководство «Единой России» предложило несколько моделей внутрипартийного голосования.

Например, реально обновить работу партии можно, создав конкурентные условия внутри нее самой. А конкретно – в Дагестанском региональном отделении «Единой России».

Объясняется это просто. Внутри партии власти действуют разные политические группы, между которыми существует конкуренция. Скрытая борьба происходит в кулуарах, но иногда и выплескивается наружу.

«То, что в Дагестане на выборах депутатов Народного собрания и органов местного самоуправления из четырех моделей выбрали четвертую, самую закрытую, говорит о желании определенных сил максимально ограничить эту конкуренцию. Хотя можно было ее сделать открытой, чтобы кандидаты боролись цивилизованно, и хотя бы объяснить публично почему избиратели должны за них голосовать»,

– так ставит вопрос Гаирби Гаирбиев.

По последней, четвертой модели, во внутрипартийном голосовании принимают участие только члены партии. Беспартийные граждане и сторонники партии не голосуют.

«Внутрипартийное голосование по четвертой модели у нас проводится только в Народное собрание и в органы местного самоуправления. Выборщиками, как и в прошлом году, накануне муниципальных выборов являются только члены партии. А в Государственную Думу, как и во всей стране, внутрипартийное голосование будет проходить по открытой модели. Все как в день выборов, только в меньшем количестве. Будут работать 383 избирательных участка, и столько же счетных комиссий»,

– разъяснила пресс-секретарь ДРО «Единая Россия» Индира Ирахова.

А теперь попробуем понять, что происходит в реальности. Главы городов и районов сами возглавляют местные отделения партии власти, а руководителями местных ячеек других партий – «Справедливой России», КПРФ, «Патриотов России» – назначают своих людей. Как правило, – родственников или доверенных лиц. Если партийные босы республиканского уровня будут подбирать кадры для местных ячеек без согласования с главой муниципалитета, то шансы получить на этой территории проценты у партии минимальные.

«Многие главы городов, которых принято считать «удельными князьями» на «своей территории», не позволят заниматься партийным строительством тем лицам, которые им не подчиняются. Если такие люди появятся, «достанут даже из подполья»,

– утрирует ситуацию заместитель руководителя национально-культурной автономии «Дидойцы» Арсен Абдуллаев.

Таким образом, главы городов и районов в Дагестане лишают своих оппонентов конкурентной среды. Да и не только политические партии, даже инвесторов во многие районы не пускают, если это не выгодно руководителям этих муниципалитетов.

Есть ли пути реальной перезагрузки сложившейся ситуации? Рассмотрим один из них.

Примером может служить деятельность Общероссийского народного фронта. Одни видят в нем реальную замену НКО, отрабатывающим западные гранты и сосредоточенным на решении политических задач. Другие же в ОНФ видят еще один качественно новый политический и социальный инструмент, которым хотели бы эффективно воспользоваться на благо развития региона и обновления властных структур.

Представители движения берутся сегодня решать самые злободневные проблемы. Одна из них, например, – нехватка ученических мест в детских садах и школах.

Во многих школах дети учатся в три смены, и это очень негативно сказывается на качестве образования и воспитания. Ведь дети после второй смены возвращаются домой в темное время суток, а учителя вечером бывают очень уставшими.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Республике Дагестан Татьяна Рассохина повысила планку обсуждения данной проблемы. На межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта, в Ставрополе, в котором принимал участие лидер ОНФ Президент Российской Федерации Владимир Путин, теме доступности образования была посвящена отдельная площадка. По данным сопредседателя регионального штаба, в Дагестане – 30 недостроенных школ.

Причина приостановления строительства столь необходимых социальных объектов банальна: отсутствие денег в бюджете. Но финансирование строительства социальных объектов по остаточному принципу не экономит бюджетные деньги, а наоборот – приводит к удорожанию строящихся объектов. Замороженные стройки с годами приходят в негодность. Многие строительные работы приходится делать заново…

Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов поручил главам регионов плотно заняться решением вопросов с обеспечением бесплатными учебниками, перегруженностью школ и массовым недостроем общеобразовательных учреждений. Увидев реальную заинтересованность власти и ОНФ в решении проблем, в адрес регионального отделения Фронта поступили многочисленные обращения граждан из разных населенных пунктов – о необходимости строительства дополнительных корпусов школ.

Возможно, в напряженном бюджете РД и не заложили средства на то, чтобы достроить эти школы. Но варианты решения проблемы есть. Например, можно внести изменения в бюджет, сэкономив на чем-то другом.

В Дагестане есть на чем сэкономить и где изыскать средства, считает руководитель республиканского отделения КПРФ Махмуд Махмудов:

«Во-первых, в республике ежемесячно проводится большое количество различных форумов. На их организацию тратятся немалые деньги. Второй источник  это частные пожертвования…»

Но в целом перекидыванием денег из одной статьи расходов в другую, по мнению Махмудова, проблему решить невозможно. Нужно поддерживать крупных налогоплательщиков, считает Махмудов.

Возникает и другой закономерный вопрос: почему на строительство мечетей для представителей разных религиозных общин и течений деньги у населения, у чиновников и предпринимателей находятся, а на школы – не хватает?

Бесспорно, мечети тоже нужны. Но культовых сооружений построили уже больше, чем существующих школ и детских садов. Многие мечети пустуют, а детям негде учиться. Они вынуждены находиться в аварийных зданиях вопреки многочисленным предупреждениям противопожарных служб. МЧС, кстати, предупредило ряд директоров учебных заведений о том, что здания школ не подлежат эксплуатации, что они небезопасны.

Понятно, что многие предприниматели не горят желанием выделять деньги на строительство мечетей. Но их зачастую заставляют это делать! Получается, что религиозные деятели имеют большее влияние, чем чиновники и светская власть в целом?

Конечно, это не единственная причина. Социальную инфраструктуру в данной сфере разъедает коррупция. По мнению отдельных экспертов, местным чиновникам просто невыгодно строить достаточное количество детских садов и школ. Пока существуют большие очереди в детские сады, будут существовать и поборы за прием детей без очереди. При этом одни отрицают факты взимания платы за прием ребенка в дошкольное учреждение (например, в Махачкале она составляет 50 тысяч рублей), а другие называют ее «спонсорской помощью».

Как выяснили активисты движения ОНФ по Дагестану, на сегодняшний день в республике дошкольным образованием охвачены всего 84 тысячи человек. А общая численность дошкольников составляет 343 тысячи. В прошлом году было дополнительно введено более 12 тыс. мест. Но это, к сожалению, не решает проблему радикально.

Эксперты ОНФ также обратили внимание на некорректность предоставляемых местными органами власти данных об обеспечении местами в детских садах. Согласно данным мониторинга, региональная система электронной очереди, постановки на учет и зачисления в детские сады не соответствует единым функционально-техническим требованиям.

Некоторые регионы решают проблему строительства новых дошкольных образовательных учреждений за счет развития негосударственного сектора ДОУ. Но в Дагестане по части создания малокомплектных частных садиков у желающих возникают проблемы с получением многочисленных разрешительных документов.

За последние годы в республике введено в строй немало детских садов и школ, но их количество крайне недостаточно. По данным Министерства образования РД, «ежегодно численность учащихся возрастает на пять тысяч детей, что намного выше количества создаваемых ученических мест».

В республике всего 1489 школ, где учатся более 374 тысяч человек.

«…На 1 сентября 2015 года в трехсменном режиме работают 17 школ. Их количество не уменьшается, а растет. Это девять школ в Махачкале, три школы в Хасавюртовском районе, две школы в Кумторкалинском районе, две в Магарамкентском районе и одна школа в Каспийске. В таких условиях невозможно обеспечить единый образовательный стандарт.

Порядка 125 школ остаются в аварийном состоянии. В прошлом году их было 148, есть динамика улучшения ситуации. Всего 37,7% образовательных учреждений являются типовыми, остальные приспособленные помещения, нуждающиеся в капитальном ремонте. В горных районах есть школы, построенные в начале прошлого века, где деревянные перекрытия сгнили…»

– сообщил на одной из сессий Народного собрания член фракции «Патриоты России» Фикрет Раджабов. При этом он сетовал, что в бюджете нет средств на улучшение материально-технической обеспеченности школ.

Проблема очень острая, и, конечно, нужны немалые средства. И следует отметить, что решение этой проблемы под свой личный контроль взял полпред президента в СКФО Сергей Меликов.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: посыл главы Дагестана, сформулированный в послании Народному собранию, – о том, что «на новые выборы партии и кандидаты должны идти с конкретными, реальными проектами», – предполагает широкое поле сил приложения. Благо, что деятельность экспертов ОНФ не дает расслабиться чиновникам и партийным функционерам.

Видится, что именно в этом состоит главная задача тех кандидатов, которые намерены участвовать в думских выборах текущего года: неформально и эффективно решать действительно насущные проблемы республики, а не прикрываться административно-партийным ресурсом в достижении желанного мандата.

В этом – один из способов восстановления доверия избирателей и к местной власти, и к самим выборам.