Лариса Керимова
Автор

Просвещенья дух

Лариса Керимова
Автор
08.08.2015

Центр образования им. А.-Х. Кадырова призван стать образцовым учреждением образовательной системы.

Центр откроется в Грозном, 1 сентября. Здесь будут применяться самые современные технологии обучения школьников. По словам директора Центра Мансура Усманова, здесь планируется  обучение по системе «школы полного дня». Ученики будут находиться в Центре с утра и до вечера. Как отмечают в администрации учреждения, с учетом и этого обстоятельства нужно продумать и выстроить график  учебы и отдыха детей так, чтобы максимально  эффективно использовать время, проводимое ими в стенах школы.

Чему бы ни учился — учишься для себя

— Это задача номер один, и мы намерены сделать все, чтобы реализовать ее в рамках возможностей, имеющихся сегодня, и перспектив развития нашего образовательного учреждения в дальнейшем, — отмечает Мансур Усманов.

Центр рассчитан на посещение 240 учащихся, набор детей будет продолжаться до конца месяца. Принцип отбора относительно прост и традиционен — есть желание и возможность учиться в этом учебном заведении — добро пожаловать!

— В первую очередь, это, конечно же, решение родителей, — говорит директор. — Но и согласие самих детей участвовать в нашем общем проекте, конечно, играет огромную роль. Было бы наверняка лучше и правильнее допускать учеников к обучению в Центре после прохождения ими тестового задания или еще какого-либо интеллектуального состязания. Но на данном этапе мы не будем практиковать такое. Так как этот набор у нас будет пробный, некий экспериментальный. Уже по мере развития школы будем внедрять разные принципы более тщательного отбора и зачисления учащихся. Не менее строгие требования предъявляем мы и к педагогам. К тем, кто уже изъявил желание работать с нами, прислав свои анкеты и другие необходимые документы, и тем, кто планирует присоединиться к нашей команде профессионалов далее.

Кадровое «ноу-хау» или возврат к прошлому?

В кадровой «политике», на которую ориентируются в администрации нового образовательного центра в Грозном, делают акцент на привлечении к работе с детьми специалистов из других регионов страны. С этой целью и начат прием анкет от соискателей из всех городов. Ориентировочно, в новой школе после ее открытия будут трудиться 30-40 педагогов, и в подавляющем большинстве это будут приезжие. Для них, по словам директора, будут созданы все необходимые условия, включая обеспечение комфортным жильем в центре города и прочие механизмы стимулирования их деятельности.

Мансур Усманов: "Шанс попасть в нашу  школу есть у всех, кто заинтересован проявить в полной мере свои таланты педагога и новатора в образовании. В том числе и у местных специалистов, то есть чеченских учителей, у которых есть стремление и навыки вывести уровень образования в наших школах на пять баллов.  Если уж сверяться с традиционной шкалой  отметок за успехи в учебе, практикуемой, до недавнего прошлого, в наших школах. Хотя, повторюсь, приоритет в отборе на ту или иную позицию мы все же отдаем педагогам из других российских городов. По одной простой причине: там не было «простоев» в образовательной системе и в повышении квалификации учителей, происходивших в нашей республике за последние годы в силу известных печальных обстоятельств.

Кроме досконального знания своего предмета, учителя должны быть хорошо знакомы и с так называемыми мультимедийными средствами обучения. В первую очередь, это интерактивные доски, соединяющие в себе преимущества современных компьютерных технологий. Их использование помогает более эффективному восприятию информации нынешними школьниками, выросшими на ТВ, компьютерах и мобильных устройствах.  А преподавателям — избегать рутины и уделять больше  времени творческой работе с детьми. Также будут активно использоваться и другие образовательные гаджеты нового поколения.

— В общем, в идеале в нашей школе должен сложиться некий устойчивый «образовательно-творческий» «альянс» между учеником и его учителем. Только в этом случае можно ожидать отличных  результатов от нашей совместной работы, — констатирует Мансур Усманов.

Каждый истинный — и художник, и поэт…

По словам завуча школы Заремы Абдуллаевой, обучение детей будет строиться в основе своей на индивидуальном подходе к всестороннему  развитию его личности.

Зарема Абдуллаева: Придя в образовательный центр малышом, ребенок должен выйти оттуда человеком, хоть и очень юным, но с четкими понятиями об эстетике, этике, культуре и других необходимых вещах, которые, слава Богу, имеют ценность и актуальность даже в наш век высоких технологий и скоростей. А для этого, в первую очередь, нам нужны педагоги с такими же личностными характеристиками, плюс обладающие высокими коммуникативными навыками в общении с детьми. И, конечно, с учетом «инновационно-технологической» направленности учебы в нашем центре им будут необходимы также знания и навыки применения  компьютерных программ и других электронных устройств на школьных занятиях. Сегодняшние дети, конечно же, другие, чем 20 лет назад или даже 10. Они более динамичные, требовательные к миру, в том числе к тем, кто старается учить их уму-разуму, — сами так говорят.

Будет, конечно же, действовать и обычная библиотека, с «живыми» книгами, помимо наличия электронных и аудиоустройств для чтения и проведения различных видеопрезентаций для ребят. В плане  языковой программы здесь планируют начинать с изучения двух обязательных  европейских языков в младших классах.  

— Далее уже будем корректировать их количество и время, с учетом того, как все пойдет. Исходя из того, что школа будет работать в режиме «полного дня», намечены и различные культурно-развлекательные мероприятия для детей с поездками по городу и другим местам. Есть и конкретная задача — всесторонне и очень активно вовлекать в наш образовательный процесс и родителей детей, — подчеркивает завуч. — В общем, попытаемся сделать все возможное, чтобы ребенок, пришедший к нам за знаниями, чувствовал себя здесь максимально комфортно и вместе с тем понимал и ответственно воспринимал, зачем он здесь находится и для чего. Очень надеюсь, что нам удастся осуществить все наши благие идеи и наработки в скором времени уже на практике, — говорит Зарема Абдуллаева.

— И, как говорится в одном мудром выражении, «все, что может сделать хороший учитель, это — указать дорожки». Вот и есть у нас огромное желание: показать нашим подопечным эти дороги, чтобы они смогли выйти по ним на правильный, индивидуальный и успешный  жизненный «маршрут», — подчеркивают в Грозненском образовательном центре.

Главное — не сбиться с пути

Что касается потенциальных родителей учеников и будущих школьников, они подчеркивают:  создание подобного Центра — дело нужное и важное. Главное — удержать высокую планку качества образования и не стать недоступной простому человеку, и оттого — бесполезной дорогостоящей образовательной «элитой».

У Луизы Кагермановой, жительницы Грозного, дочь Лейла должна пойти в этом году в первый класс. Об открытии нового центра обучения детей женщина услышала от корреспондента «Кавказ Сегодня», хотя  работает, кстати, в системе образования. Мама «первоклашки» призналась: предпочла бы отдать свою дочь в подобную школу, если, конечно, все заявленные ее организаторами цели и задачи будут выполняться в полной мере. Позитивно оценивает она и тот факт, что в школе будут работать в основном приглашенные специалисты.

— Это поможет более плодотворному налаживанию психологического контакта педагогов с детьми, несмотря на некоторый языковой барьер, — подчеркивает молодая мама.

 Устраивает ее в этом проекте и то, что ребенок будет находиться в школе целый день и даже вечер под присмотром педагогов. Это очень удобно и автоматически избавляет родителей от тревог и волнений по вопросу, с кем оставить ребенка после школы и чем он занимается в свободное от занятий время. Плюс — и домашние задания дети выполняют уже в школе, кроме устного чтения, конечно.

— Читать ребенку и вместе с ним дома все же надо и приходится, — говорит молодая мама. Есть у Луизы и вопросы: будет ли достаточно внимания уделяться в новом центре изучению родного языка? Так как это тоже важно для всестороннего развития ребенка и его социальной адаптации в обществе, в котором он живет.

— В общем и в целом, я за такие передовые методики обучения и развития детей и центры, в которых они будут осуществляться, — резюмирует жительница Грозного.

Раиса Мацаева также жительница Грозного, работает бухгалтером в сфере спортивного развития детей и юношества. Ее дочке Амине четыре года, но женщина уже всерьез задумывается о том, в какое образовательное учреждение определить ее в недалеком будущем.

— Я согласна отдать девочку в такую вот  школу, с хорошими условиями, про которую вы рассказываете, — говорит она.  — При условии, что все обязательства, которые берет на себя администрация, будут выполняться в полной мере. Со слов других родителей, своих близких и знакомых я знаю, что во многих частных школах, где вроде бы декларируются подобные принципы, затем потихоньку от них отходят и все превращается в обычную рутинную школу со всеми ее недостатками. Имеет немаловажное значение и «ценовой аспект» проблемы: каких дополнительных затрат потребует от родителей такое обучение? Если все будет укладываться в приемлемую сумму, то с удовольствием отведу свою дочку в такую школу. Тем более что в общении с русскоязычными педагогами у наших детей, в том числе и у моей дочери, не возникнет особых  проблем: им дают достаточно первичных знаний и навыков в освоении языка уже в нынешних детских садах, — подытоживает Раиса Мацаева.

Милана Цольцаева сейчас домохозяйка, мать троих детей, двое из которых (девочки) учатся в третьем и в пятом классах муниципальной школы. В семье растет пятилетний сын Абдурахман, о будущей «школьной» судьбе которого  молодая мама серьезно беспокоится и рассматривает варианты для его определения в то или иное общеобразовательное учреждение. Со слов Миланы, в школах, где сейчас учатся ее девочки, устраивает почти все, кроме отсутствия группы продленного дня. Причина этого — «перегруженность» классов детьми.

 — Не секрет, что у нас в республике преобладают сейчас многодетные семьи. Учителям просто физически не хватает времени, чтобы уделить его достаточно  всем детям, тем более во внеурочное время. Поэтому если в этом Центре будет организована система «школы полного дня» и практиковаться максимум внимания к ребенку учителей-предметников и других специалистов, то я, конечно, всецело за то, чтобы отдать своего мальчика учиться в такое учреждение. Если, конечно, это не будет сильно «травмировать» наш семейный бюджет серьезными дополнительными тратами на такое образование, — говорит она. По словам Миланы, на что она хотела бы сделать акцент в обучении своего ребенка, так это усиленное внимание к предметам — русский  язык и математика, по которым далее придется сдавать ЕГЭ. Кроме того, хорошие знания по этим дисциплинам, по ее мнению, очень важны для любого выпускника школы и будущего абитуриента. А то, что в Центре дополнительно будут развивать художественные и спортивные навыки и увлечения наших детей, это еще один большой плюс в пользу такой подготовки школьников, подчеркивает Милана Цольцаева.