Юлия Зайкова
Автор

Куда бегут зимой уличные музыканты

Юлия Зайкова
Автор
22.03.2016

Где на Кавминводах живет музыка? Об этом вам расскажут яркие афиши с лицами известных артистов, развешенные на улицах городов. Рассказ их будет весьма однообразен, и причина проста – на весь курортный регион есть только пара площадок для проведения достойных музыкальных концертов, доступ к которым открыт далеко не всем.

Зайдя в Интернет, вы не найдете даже одного внятного сайта, на котором можно ознакомиться с афишей КМВ, выбрать интересующий концерт и, посмотрев схему зала и стоимость мероприятия, забронировать билет. И это в регионе, куда каждый год приезжают толпы туристов! Приезжают они, конечно, не на концерты, но помимо питья минералки, купания в грязи и прогулок по паркам, курорты должны предложить достойный отдых и для души.

Видимо, от небогатого выбора гастролирующие артисты используют для своих выступлений на Кавминводах необычные и, мягко говоря, не очень подходящие места. Одним из них является арена Кисловодского цирка. Чего только не увидишь на его афишах, например, в апреле там пройдет концерт популярной рок-группы «Би-2». Многочисленные поклонники рады приезду любимых музыкантов, однако на концерт в цирк не торопятся. Причина проста: почему бы не проехать 200 километров до Ставрополя или 400 до Краснодара, чтобы послушать любимых исполнителей в достойных условиях, в помещении с хорошей акустикой.

В Пятигорске приезжие звезды предпочитают встречаться со зрителями в паре популярных частных концертных залов либо в ресторанах и клубах с небольшим количеством мест. Буквально недавно одна популярная рок-группа решила провести в Пятигорске презентацию нового альбома. Подходящую площадку не нашли – перенесли действо в тот же Ставрополь.

Одним из наиболее ярких очагов культуры в столице СКФО является ГДК №1. Здесь проходят крупные городские концерты, например джазовый фестиваль «Пятигорская осень» или благотворительный фестиваль «Рождественские встречи». Этот зал с небольшой сценой уже около пятидесяти лет распахивает двери для жителей и гостей города. Однако говорить о нем, как о площадке для действительно масштабных выступлений, к сожалению, не приходится.

Наиболее популярным у приезжих звезд является концертный зал им. Шаляпина в Ессентуках, который относится к Северо-Кавказской филармонии им. Сафонова. Подавляющее большинство концертов и спектаклей проходит именно там. Филармония является абсолютным монополистом по части концертных площадок – на территории Кавминвод расположены десять залов, принадлежащих ей. 

«Целых десять! – воскликнет читатель. – Так о каком дефиците площадок мы сейчас говорим?» Да, несмотря на кажущееся изобилие, проводить концерты действительно негде, и это факт. Для начала стоит отметить, что большинство филармонических залов – это небольшие, камерные, специально оборудованные помещения, попросту не рассчитанные на толпу зрителей. 

Сайт Государственной Северо-Кавказской филармонии им. Сафонова повествует о чрезвычайно яркой, насыщенной культурной жизни этого прославленного учреждения. Здесь подробно расписаны достоинства залов, по некоторым из них можно даже совершить виртуальную экскурсию. 

Нам стало интересно, как филармонии удается содержать большое количество залов, создавать насыщенные программы, какие требования предъявляются к приезжим артистам, в какую сумму гастролерам обходится аренда, как формируются цены на билеты – в общем, взглянуть на жизнь музыкального учреждения с практической стороны. 

Не желая собирать слухи и сплетни, мы, по простоте душевной, решили обратиться со всеми этими вопросами непосредственно к руководству филармонии. 

Такое невинное любопытство было встречено полным непониманием со стороны музыкального учреждения. Представителей филармонии охватило негодование, почему нас «интересует какая-то коммерческая сторона, а не потрясающие исполнители, коллективы и уникальные творческие программы». О стоимости аренды для гастролирующих звезд, да и в принципе о таких концертах, с нами говорить не захотели, так как это «не основная деятельность филармонии». Там вообще будто стыдятся того, что приходится пускать на свою сцену артистов эстрады, хотя, казалось бы, это совершенно нормальное явление для любой филармонии и любого концертного зала.

Результатом нашего «любопытства» стало то, что руководство организации начало обзвон всех «ступеней» редакции «Кавказ Сегодня». Для чего – непонятно. Ведь никакой конфиденциальной информации мы не просили.

Так мы словно оказались в роли «бестактного кавалера», заглянувшего под юбку прекрасной дамы и получившего за это справедливую оплеуху. Хотя в случае с филармонией такое сравнение не совсем точно, ведь это общественное учреждение и ничего плохого в том, чтобы зритель знал, за что он платит, нет. По всей видимости, мы и все, кого интересует, из чего складывается цена на билет, да и кто вообще обращает внимание на эти цены, недостаточно культурно развиты и духовно богаты, либо просто не богаты, раз интересуемся такой ерундой.

В общем, в филармонии нам не ответили ни на одни вопрос. Нам остается и дальше платить за билеты «ставропольские» и «краснодарские» цены, растирая при этом затекшие во время концерта мышцы. Ведь, если говорить откровенно, когда сидишь два часа на этих «табуретках», которые установлены в зрительском зале, – уже не до эстетического наслаждения концертом.

Между тем, музыкальная жизнь городов-курортов не ограничивается деятельностью филармонии и выступлениями гастролирующих звезд. На Кавминводах есть свои яркие творческие коллективы и неформальные течения. Однако дорога на «большую сцену» любого из перечисленных залов для них закрыта. Причина проста – дорого.

Препятствия на пути к занятию любимым делом лишь подстегивают артистов, заставляют их искать нестандартные решения и придумывать новые формы выступлений. 

Одним из результатов таких творческих изысканий пятигорских музыкантов стало появление «Арфа-пятницы». Концепция проекта проста – музыканты, артисты и просто все желающие собираются на Эоловой арфе, чтобы провести вечер в необычной атмосфере импровизированного творчества. Просторная светлая арфа, придающая музыке необычное звучание, притягивает уличных музыкантов с разных городов Кавминвод. С наступлением зимы музыкальные выступления на улице стали невозможны, и ребятам пришлось искать новое место для выступлений. Настоящим спасением для них стало появление заведений в формате «антикафе». 

По мнению организатора «Арфа-пятницы» Сергея Абарина, у нас в регионе есть стоящие музыкальные группы, но они не имеют возможности арендовать зал с хорошей аппаратурой – для начинающих артистов это просто неподъемные цены.

  «В итоге мы имеем то, что единственное место для молодых коллективов – различные «антикафе», до появления которых проблема площадок стояла очень остро. Мы сейчас обосновались в «антикафе» в Ессентуках, на время зимовки «Арфа-пятница» трансформировалась в «Red Пятницу». Такие открытые бесплатные мероприятия здорово помогают найти слушателя», – рассказывает Сергей Абарин.

Свой способ поделиться творчеством с аудиторией ищут ребята из кисловодского коллектива «Java Jive Barbershop Quartet». Четверо молодых людей познакомились в оркестре филармонии Кисловодска и решили исполнять песни в необычном жанре «Barbershop style». За год коллектив уже обрел свое уникальное звучание, как утверждают сами ребята, в Ставропольском крае в этом стиле больше никто не работает. Осенью 2015 года они впервые таким составом попробовали себя на большой сцене – стали участниками джазового фестиваля «Пятигорская осень», где сразу покорили сердца судей и слушателей. Вопрос о том, где же квартет находит своего слушателя, сразу повергает артистов в уныние.

  «Можно сказать, что мы нигде не выступаем. Иногда приглашают в санатории, на какие-то небольшие мероприятия, хватаемся за любую возможность. Действительность такова, что выступать негде, и с этим приходится мириться, не хочется бросать любимое дело», – рассказывает один из участников коллектива Руслан Мелекаев.

О том, как молодые музыканты находили возможность для творчества раньше, в 90-е годы, и почему сейчас талантам гораздо проще пробиться к своему слушателю, нам рассказал солист ставропольской группы «Пляж с телефоном» Роман Мартин

  «Во времена нашей юности возможно было выступить либо на празднике, в общем концерте, и то если тебя туда позовут, либо на редких сборных рок-концертах. Группы в основном сами кооперировались между собой и организовывали такие мероприятия. Все было привязано к залам и репетиционным базам, домам творчества и всяких там пионеров, офицеров, залам институтов, некоторым школам и т.д. Чаще всего концерты проходили там. Самые частые концерты случались дома. Сейчас все поменялось. Появились бары, пабы, рестораны, которые ориентированы на выступление живых музыкантов. Играй – не хочу. Там можно еще и деньжат подзаработать. Условий несколько: достаточный профессионализм исполнения, нормальный (слушательный) материал и хорошая по длительности программа. Такие заведения есть в любом более-менее крупном городе, поэтому возможно даже гастролировать, договариваясь с пабами заранее».  

Так, находясь вне строгой монолитной структуры филармонических концертов, не имея средств на аренду хороших залов, да и выбора этих самых залов, свои пути к аудитории всегда находили и продолжают находить молодые, нестандартные исполнители. Выступая на маленьких сценах санаториев, в «антикафе», да и просто на улице, они формируют собственное самобытное культурное пространство.

И хочется верить, что когда-нибудь (не в далеком эфемерном «когда-нибудь», а в реальной перспективе), у нас все же появится зал, который сможет объединить кипучую творческую музыкальную энергию Кавминвод. Большой, современный, лишенный чопорной заносчивости зал, который станет ответом на вопрос – где на Кавминводах живет музыка?